Общение как социально-психологическая - Учебное пособие санкт-Петербург 2002 ббк 88. 53 С 59 Соколов А. В

.RU

Общение как социально-психологическая

Категория «общение» часто отождествляется с кате­горией «коммуникация». Это отождествление происходит само собой в англоязычных текстах, где кроме communica­tion нет другого слова для перевода русского «общение». В «Психологическом словаре» под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова (М.: Педагогика-Пресс, 1996) дана отсылка: Коммуникация, см. Общение. Общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познава­тельного или аффективного характера», т. е. обмене зна­ниями или эмоциями. Обществовед Ю. Д. Прилюк при­шел к выводу, что «этимологически и семантически тер­мины «общение» и «коммуникация» тождественны»21.

И коммуникационная категория

Однако есть социальные психологи, придерживающи­еся более широких взглядов. Б. Д. Парыгин утверждает: «Под общением надо иметь в виду не только отношения симпатии или антипатии в масштабах малой группы, но и всякое вообще социальное отношение — экономическое, политическое, поскольку оно имеет свою социально-пси­хологическую сторону и проявляется в более или менее опосредованном контакте между людьми... Вся совокуп­ность социальных отношений общества независимо от их масштабности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми»22.

Отождествление категорий «общение» и «социальная коммуникация» было бы самым легким и простым реше­нием, но есть опасность утратить при этом важные аспек­ты категории «общения», упущенные коммуникационны­ми теориями. Обычно общение включается в практическую деятельность людей (совместный труд, познание, игра), хотя отмечается и возможность обособления обще­ния в самостоятельную активность, удовлетворяющую потребности человека в контактах с другими людьми, т. е. коммуникационную потребность. В общем случае разли­чаются три стороны, или три плана общения (Г. М. Андрее­ва, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский):

Таким образом общение предстает как сумма трех раз­личных процессов: перцепция (познание людьми друг друга) + коммуникация, принимаемая как вербально-словесно-речевая деятельность + совместные целенаправлен­ные действия, например строительство дома или игра в футбол. В этом уравнении допущены четыре упрощения: во-первых, коммуникативная сторона сводится к вербаль­ной коммуникации, состоящей в обмене высказывания­ми, и упускается из виду бессловесное общение между людь­ми, например, взаимопонимание игроков сыгранной фут­больной команды или партнеров в танце, согласованные действия охотников на крупного зверя или солдат на поле боя и т. п.; в этих случаях выпадает сторона Б, а стороны А и В остаются; во-вторых, учитывая случай превращения коммуникации в содержание общения, когда выпадает сторона В, следовало бы констатировать обязательность присутствия во всех случаях общения акта перцепции и факультативность сторон Б и В; в-третьих, интеракция т. е. совместная трудовая деятельность, может быть в виде физического труда (материальное производство) или в виде умственного труда (духовное производство); это раз­граничение принципиально важно, потому что совмест­ное духовное производство по сути дела сливается с вер­бальной коммуникацией между участниками (например «мозговая атака», научная полемика, соавторство публи­каций), а в случае материального производства такого слияния нет; в-четвертых, эта формула вообще не пригод­на для письменного общения или для электронной ком­муникации.

Факультативность

В результате простая арифметическая формула: О (об­щение) = А (перцепция) + Б (коммуникация) + В (интерак­ция) превращается в более сложную логическую формулу:

Четыре упрощения:

Логическую формулу:


t-p-malkova-obshestvo-kak-obekt-issledovaniya-tezisi.html
t-p-riterman-sociologiya-polnij-kurs-za-nedelyu-do-ekzamena-predmet-i-funkcii-sociologiya-21.html
t-p-riterman-sociologiya-polnij-kurs-za-nedelyu-do-ekzamena-predmet-i-funkcii-sociologiya-43.html
t-p-riterman-sociologiya-polnij-kurs-za-nedelyu-do-ekzamena-predmet-i-funkcii-sociologiya-67.html
t-p-riterman-sociologiya-polnij-kurs-za-nedelyu-do-ekzamena-predmet-i-funkcii-sociologiya-82.html
t-p-riterman-sociologiya-polnij-kurs-za-nedelyu-do-ekzamena-predmet-i-funkcii-sociologiya.html
t-tinushi-jimdardi-satip-alu-turali-sheshm-abildau-proces-turali-aza-sha-referat.html
t-v-aleshka-tema-smerti-v-lirike-b-ahmadulinoj-11.html
t-v-aleshka-tema-smerti-v-lirike-b-ahmadulinoj-13.html
t-v-aleshka-tema-smerti-v-lirike-b-ahmadulinoj-26.html
t-v-aleshka-tema-smerti-v-lirike-b-ahmadulinoj-27.html
t-v-aleshka-tema-smerti-v-lirike-b-ahmadulinoj-28.html
t-v-aleshka-tema-smerti-v-lirike-b-ahmadulinoj-29.html
t-v-aleshka-tema-smerti-v-lirike-b-ahmadulinoj.html
t-v-egorova-materiali-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-pod-redakciej-m-m-gladkovoj-balashov-2009.html
t-veblen-kak-predstavitel-institucionalizma-biografiya-istoricheskih-lichnostej.html
t-yu-saveleva-n-a-kosovcova-materiali-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-pod-redakciej-m-m-gladkovoj.html
ta-van-dejk-i-totalnost-rasistskogo-diskursa.html
ta-zhe-kartina-pri-bolee-podrobnom-rassmotrenii.html
taarhangelskaya-aspirantka-chehiya-zhestovaya-frazeologiya-ukrainskogo-yazika-s-komponentom-dulya-transkulturnoe.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.