Общенаучные методы научного познания: анализ, синтез, индукция (индукция математическая и индукция в эмпирическом исследовании), дедукция, аналогия и моделирование

.RU

Применяя эти приемы исследования, следует иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т.п.). Во-вторых, разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы — их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).

Пример индукции. Железо электропроводно, железо есть металл, значит все металлы электропроводны (не оговаривается, идёт речь о всех металлах или о известных человеку).

Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию популярную, неполную (знание о части переносится на целое), полную (рассмотрены все предметы данного класса), научную и математическую. Полная фактически является дедуктивным умозаключением, неполная — только вероятностным. Популярная индукция наиболее распространенный вид индуктивного вывода, в котором не предпринимается никаких мер для повышения достоверности заключения.

Математический индукции

Принцип математический индукции. Пусть: 1) число единица обладает свойством А; 2) из того, что какое-либо натуральное число n обладает свойством А, вытекает, что и число n + 1 обладает свойством А. При таких условиях любое натуральное число обладает свойством А.

Индукция в эмпирическом исследовании

Так как числа являются абстракцией, «видеть» их свойства как у реальных предметов невозможно. Поэтому при математической индукции верность формулы проверяется несколькими проверками: для n=1, n=n+1…N. Индукция в эмпирическом исследовании - вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта. Применение индукции в практике научного исследования служит познавательная необходимость общего взгляда на группы однородных фактов (нахождение общего признака), позволяющего объяснять и предсказывать явления природы и общественной жизни.

Связь эмпирической и математической индукции: 1) монотонность и однообразие элементов математики являются гарантом эффективности мат. индукции; 2) абстракция от характеристик, нахождение только общих свойств.

Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному (проблематичному). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.

Классический пример дедукции: 1)Все люди смертны; 2)Сократ является человеком => Сократ смертен.

Как один из приемов научного познания дедукция тесно связана с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли.

Схему аналогии можно представить так:

a имеет признаки Р, Q, S, Т;

b имеет признаки Р, Q, S, ...;

b, по-видимому, имеет признаки Т.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

б) эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих признаков был как можно шире;

г) учитывалось не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект. Моделирование — умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую (познавательную) основу метода исследования объектов на их моделях.

Исследуемый объект здесь называется моделью, а тот, о котором строится вывод, – оригиналом.

Модель (от лат. — мера, образец, норма) — в логике и методологии науки — аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т. п. — оригинала модели. Этот аналог — «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им.

Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.

В зависимости от характера используемых моделей различают следующие виды моделирования:

1) Мысленное моделирование – в качестве модели устанавливается какой-нибудь воображаемый объект; например, модель атома Э. Резерфорда, напоминающая солнечную систему;

2) Физическое моделирование – основывается на физическом подобии между моделью и оригиналом; например, аэродинамические свойства самолетов исследуются на их моделях, обдуваемых воздушным потоком в аэродинамической трубе;

3) Символическое моделирование – связано с представлением свойств объекта-оригинала в символическом представлении; например, в виде графиков, схем, чертежей и т.п. К символическому моделированию относится и математическое моделирование, в котором свойства объекта-оригинала представляют математические уравнения;

4) Компьютерное моделирование – данная разновидность моделирования основывается на изучении объекта при помощи соответствующих компьютерных программ.


svyatitel-feofan-zatvornik-44.html
svyatitel-feofan-zatvornik.html
svyatitel-filaret-drozdov-i-ego-otnoshenie-k-zhenskomu-monashestvu-religiya-i-mifologiya.html
svyatitel-grigorij-bogoslov-biografii.html
svyatitel-grigorij-nisskij-biografii.html
svyatitel-ignatij-a-i-osipov-put-razuma-v-poiskah-istini.html
svyatitel-iliya-minyatij-politicheskie-i-bogoslovskie-vozzreniya-biografii.html
svyatitel-luka-vojno-yaseneckij-arhiepiskop-simferopolskij-ispovednik-2.html
svyatitel-luka-vojno-yaseneckij-arhiepiskop-simferopolskij-ispovednik-24.html
svyatitel-rafail-bruklinskij-biografii.html
svyatitel-serapion-vladimirskij-biografii.html
svyatitel-tihon-patriarh-vserossijskij-biografii.html
svyatitel-vasilij-ostrozhskij-biografii.html
svyatitel-vasilij-velikij-biografii.html
svyatki-referat-2-religiya-i-mifologiya.html
svyatkov-neroboch-dn-trudovoe-pravo.html
svyato-ivana-kupala-ukr-inostrannij-yazik.html
svyato-uspenskij-muzhskoj-monastir-kultura-i-iskusstvo.html
svyato-uspenskij-trifonov-monastir-v-kirove-istoriya-fotografii.html
svyato-velikodnya-kulinariya.html

Индукция

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.