Общенаучные логические методы и приемы познания

.RU

(Греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

В связи с тем, что общенаучные логические методы познания приоре используются в любом психолого-педагогическом исследовании, независимо от того на теоретическом или эмпирическом уровне оно проводится, необходимо раскрыть их сущность более подробно. Напомним, что к ним относятся методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, дедукции и аналогии.

С позиций диалектики,

Следует сразу оговорить, что в настоящей лекции указанные методы познания будут рассмотрены с общеметодологических позиций. Позже, при изучении курса, еще неоднократно будем к ним возвращаться, раскрывая сущность эмпирического и теоретического уровней исследования в психологии и педагогике, но в этом случае речь будет идти об особенностях применения названных методов в конкретных условиях.

(Греч. – соединение, сочетание, составление) – объединение реальное или мысленное различных сторон, частей предмета в единое целое.

Опираясь на подходы, предложенные В.П. Кохановским, раскроем краткие характеристики каждого из общенаучных логических методов познания.

1. Анализ (греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. В педагогической энциклопедии дается следующее определение анализа: analesis – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. В словаре русского языка С.И. Ожегова под анализом понимается – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. Как видно из данных определений, анализ можно характеризовать как процесс расчленения, разделения предметов и явлений на отдельные стороны (части) с целью их изучения. Однако такой подход не предполагает раскрытие, обнаружение и изучение той основы целого, которая связывает все стороны, части предмета, явления в целое. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции.

Обращение к философской литературе дает нам еще несколько смысловых значений, в которых с разных сторон раскрывается сущность понятия “анализ” (Б.А. Бирюков, И.Г. Герасимов, М.К. Мордашвили и др):

– употребляется в логике и теории познания в смысле основного логического приема, основной логической операции получения знаний путем чисто логической обработки данных;

– как метод исследования вообще, составляющий основу научного диалектического метода познания;

– как метод исследования и описания формальных правил и структур, используемых наукой;

– как способ выработки знания о предмете в процессе его исследования, как специальный прием исследования явлений.

Особого внимания заслуживает характеристика анализа с позиций диалектики, где он рассматривается как специальный прием исследования явлений и выработки теоретических знаний об этих явлениях. Основная познавательная задача диалектического анализа состоит в том, чтобы из многообразия сторон изучаемого предмета выделить его сущность не путем механического расчленения целого на части, а путем выделения и изучения сторон основного противоречия в предмете, обнаружить основу, связывающую все его стороны в единую целостность, и вывести на этой основе закономерность развивающегося целого.

В педагогике анализ выступает как метод или способ познания педагогической действительности.

Анализ применяется как в реальной (практика), так и в мыслительной деятельности. Принято различать следующие виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т.п. Анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т.п.). Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы – классификация и периодизация.

2. Синтез (греч. – соединение, сочетание, составление) – объединение реальное или мысленное различных сторон, частей предмета в единое целое. В словаре русского языка С.И. Ожегова синтез трактуется как метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. Таким образом, синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей или соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, необходимый этап познания. При этом следует иметь в виду, что синтез – это не произвольное частей, целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только внутри, но и междисциплинарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.


svtove-movoznavstvo-na-pochatku-hh-st-inostrannij-yazik.html
svtovij-poryadok-yak-sistema-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
svtovij-rinok-chayu-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
svtovij-rinok-energoresursv-stan-problemi-perspektivi-fizika.html
svtovij-rinok-ponyattya-struktura-umovi-ta-faktori-konyunkturi-cni-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
svtovij-rinok-tehnologj-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
svyashennaya-kniga-tota-velikie-arkani-taro-11.html
svyashennaya-kniga-tota-velikie-arkani-taro-14.html
svyashennaya-kniga-tota-velikie-arkani-taro-18.html
svyashennaya-kniga-tota-velikie-arkani-taro-3.html
svyashennaya-kniga-tota-velikie-arkani-taro-4.html
svyashennie-istochniki-krima-kraevedenie-i-etnografiya.html
svyashennie-knigi-novogo-zaveta-katehizis.html
svyashennie-knigi-vethogo-zaveta-katehizis.html
svyashennie-sooruzheniya-urok-2-kultura-i-religiya-chto-takoe-religiya.html
svyashennie-teksti-gpedia-your-encyclopedia.html
svyashennij-grad-cargrad-caricino-promishlennost-proizvodstvo.html
svyashennij-molot-kak-sredstvo-evtanazii-v-bretonskoj-tradicii-religiya-i-mifologiya.html
svyashennij-soyuz-vikipediya.html
svyashennik-hartmut-kania-biografii.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.