Общая трудоемкость дисциплины - Задачи изучения дисциплины

.RU

Общая трудоемкость дисциплины

Критика Фейрабендом теории научного метода

При заочной форме обучения, а также при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

Распределение часов по видам занятий и видам контроля

- учебная работа – проводится с использованием дистанционных технологий;

Виды учебной работы

- виды контроля: зачет / дифференцированный зачет / кандидатский экзамен.

Процесс изучения дисциплины «История и философия науки» направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану

УК-2 - способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

УК-3 - готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

В результате освоения дисциплины у аспиранта формируются следующие элементы компетенций:

У(УК-2) - 1 УМЕТЬ: использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений

Аудиторные занятия (контактная работа)

1 Предмет и основные концепции философии науки

Природа науки и критерии научности. Наука как точное и ясное знание об объекте. Наука как теория предметности (М. Хайдеггер). Наука – интеллектуальное чувство природы (О. Шпенглер). Наука – деятельность, направленная на производство нового знания (В.С. Степин). Наука – целокупность истинных предложений (Л. Витгенштейн). Наука – это социальный институт, регулирующий отношения научного сообщества, общества и природы.

Наука в культуре современной цивилизации. Кризис сциентизма и научнотехнический прогресс. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука. Типология научного знания. Науки о природе и науки о культуре. Науки номотетические и науки идеографические. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный). 1.2. Предмет философии науки. Философия науки как целостное философское знание и как междисциплинарное знание. Философия науки как система оснований науки. Философия науки как анализ и прояснение понятий и теорий науки. Философия науки как рефлексия над научным познанием, позволяющая ответить на вопрос, как возможна наука. Философия науки как философское знание, предмет которого – человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки (В. Порус). История и философия науки и их взаимосвязь. Объективная история науки. История науки глазами философа и ее специфика как исторического самосознания науки. Взаимосвязь науки и философии как основа взаимосвязи истории науки и философии науки (А. Койре). Оппозиция синхронического и диахронического как основа для рассмотрения взаимосвязи истории науки и философии науки. 1.3. Концептуальная модель философии науки. В современной философии науки представляют системную целостность следующие аспекты знания: логика и методология науки, история науки, социология науки (когнитивная социология), когнитивная психология, философия техники. В этом концепте знания методологические, социологические, аксиологические и антропологические дискурсы являются взаимодополнительными и взаимопроникающими.

История науки как составляющая целостной концептуальной модели философии науки есть история эволюции концептуальных каркасов. Логика и методология науки обращена к исследованию структуры научного знания. В социологии науки тематика философских исследований науки по большей части обращена к тем преобразованиям в структуре и методах науки, которые связаны с человеком как субъектом научной деятельности. В контексте когнитивной психологии познание в целом и научное познание в частности предстает как естественноисторический процесс-система, как генно-культурная коэволюция в познании.

Т. Кун и концепция научных революций. Понятие парадигмы. История науки как смена нормального и революционного периодов развития науки. Значение научного сообщества при выборе теории на роль научной парадигмы. Релятивизация научного познания в куновской модели развития науки. Проблема преемственности в развитии научного знания и несоизмеримость парадигм как основные направления критики концепции Т. Куна. Эвристичность концепции Куна для социологии науки.

И. Лакатос о методологии исследовательских программ. Концепция зрелого фальсификационизма. Дискуссия о возможности решающего эксперимента, эвристичность методологической концепции И. Лакатоса в ее обсуждении.

Самостоятельная работа

С. Тулмин и поиски новой научной рациональности. «Популяционная» модель развития науки. Проблема понимания как проблема естественнонаучного познания. Роль понятий в научном организме. Связь проблемы понимания и проблемы рациональности. Противостояние позитивистской концепции «рациональности как логичность», концепции рациональности как атрибута человеческой деятельности. Ценности и наука (Л. Лаудан). Концепция личностного знания М. Поланьи.

Методологический анархизм П. Фейерабенда. Принцип теоретического плюрализма. Критика Фейерабендом основных установок классической научности – объективизма, универсализма, рационализма, догматизма в трактовке научного метода. Критика Фейрабендом теории научного метода. Методологический анархизм и его основные тезисы. Релятивизация научного познания в концепции методологического анархизма, стирание границ между наукой и идеологией, наукой и мифом. 4.3. Социология науки. Наука как социальный институт.

Социология науки М. Малкея и изменение представлений о науке, выраженных стандартной концепцией науки. Формирование основ социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами: концепция Р. Мертона. Понятие научного этоса. Пост-мертоновский период социологии научного знания (Б. Барнс, Д. Блур, К. Кнорр-Цетина, Б. Латур).

7 Актуальные проблемы современной философии науки

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Особенности современного этапа развития науки. Стратегии развития современной науки. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. Поиск новых типов цивилизационного развития и новые функции науки в этом процессе.

Дильтей о принципах понимающего метода: историзм, соотношение части и целого, психологизм. Поиски оснований «лучшего» понимания. Риккерт о месте ценностного измерения гуманитарного знания.

Сущность и значение онтологического поворота в герменевтике (Хайдеггер, Гадамер). Понимание как метод и способ существования. Категория «предпонимание» и её значение для обоснования СГН. Понимание истины в гносеологическом и онтологическом аспектах (как соответствие знания объекту; как качество человеческого бытия). 4.4. Критическая теория. Определение, функции и проблемы «критической теории» общества. Основные идеи Франкфуртской школы (критика проекта Просвещения, критика разума, отчуждение, технизация, одномерное общество). Перспективы критической теории.

4.5 Феноменологическая программа в области СГН: понятия «феномен», «смысл», «феноменологическая редукция» и их методологическое значение для СГН. Синтез герменевтики и методологии. Понимание как экзистенциал человеческого бытия. Понятия «повседневность», «жизненный мир» для СГН. Качественные методы в социально-гуманитарном познании. Онтологический разворот в понимании истины.


sudovie-dvs-skachat-kursovuyu-po-teme-sudovie-dvigateli-vnutrennego-sgoraniya-transport-kursovaya-besplatno.html
sudovie-holodilnie-ustanovki-transport.html
sudovie-navigacionnie-pribori-transport.html
sudovie-parovie-turbini-i-ih-ekspluataciya-transport.html
sudovie-toplivnie-nasosi-visokogo-davleniya-transport.html
sudovie-ustanovki-transport.html
sudovie-ustrojstva-tehnologiya.html
sudovie-vspomogatelnie-mehanizmi-transport.html
sudovoe-oborudovanie-vspomogatelnie-mehanizmi-promishlennost-proizvodstvo.html
sudovoj-dvigatel-vnutrennego-sgoraniya-l2131-transport.html
sudovoj-gidroprivod-rulevoj-mashini-transport.html
sudovozhdenie-i-navigaciya-vse-chto-dlya-nih-nuzhno-forum-sajta-gavan-korsarov.html
sudzhennya-ta-silogzm-u-formalnj-logc-matematika.html
sueckij-kanal-geografiya.html
sueckij-krizis-1956-goda-istoriya.html
sueverie-kak-iskushenie-babimi-basnyami-sbornik-statej-soderzhanie-hristianstvo-i-nauka-vragi-ili-sotrudniki.html
sufi-kto-oni-religiya-i-mifologiya.html
sufizm-referat-2-religiya-i-mifologiya.html
suglinok-vikipediya.html
suhanov-e-a-grazhdanskoe-pravo-uchebnik-booksrecruitment.html

Виды учебной работы

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.