ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ № 1 - Человек. Цивилизация. Общество

.RU

Что за наука социология? Каков предмет ее изучения и, наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

Добавочной трудностью в данном случае является краткость нашего курса; он волей-неволей заставляет меня остановиться лишь на главном и не касаться второстепенных вопросов социологии. В этом выборе главного и второстепенного я буду руководствоваться следующим сооб­ражением: я коснусь всего, что содействует введению вас в лабораторию социальных явлений, что помогает понять сложный и таинственный механизм последних, и пропущу все — как бы оно ни было важно, — что прямо не служит этой цели.

После этих вводных замечаний перейдем прямо к нашей теме.

Это наука об обществе и закономерности, прояв­ляющейся в общественных явлениях.

Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: что за наука социология? Каков предмет ее изучения и, наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

Предметом изучения социологии является общество или общественные явления.

Самым общим и распространенным ответом на эти вопросы являет­ся ответ: социология — это наука об обществе и закономерности, прояв­ляющейся в общественных явлениях. Такое определение социологии вы­текает из смысла самого слова "социология", что буквально означает "слово (наука) об обществе". Из него следует, что предметом изучения социологии является общество или общественные явления. Таково, как я сказал, наиболее распространенное определение социологии.

Какими же чертами характеризуется общество, являющееся предметом изучения социологии и дающее почву для существования последней в качестве самостоятельной науки?

Однако вряд ли мы можем довольствоваться таким определением: оно — увы! — дает нам немного. Стоит чуть-чуть подумать над ним, как сразу же встают вопросы: а что такое общество? каковы признаки общественных явлений, отличающих их от множества других явлений? будет ли обществом, например, груда камней, муравьиная куча и рой пчел, или же обществом будет только собрание или совокупность лю­дей? Если куча камней, или табун лошадей, или группа деревьев (лес) будут обществом, то, очевидно, социология становится всеобъемлющей наукой, обнимающей в себе и физику, и химию, и биологию, короче — простым ярлыком, обозначающим собой лишь новый термин для ряда существующих наук. Если же груду камней, лес и т. д. мы не будем считать обществом, то встает вопрос: какими же чертами характеризуется общество, являющееся предметом изучения социологии и дающее почву для существования последней в качестве самостоятельной науки?

Общество означает прежде всего совокупность нескольких единиц

Но и этих черт мало для общества, изучаемого социологией. Каждо­му из вас известно, что все предметы мира взаимодействуют друг с другом. Планеты находятся между собой в процессе взаимодействия, известного под законом тяготения и инерции, взаимодействие дано между землей и камнем, брошенным вверх, клетки организма, атомы и молекулы неорганических предметов также связаны друг с другом рядом взаимодействующих процессов. Следовательно, если бы мы огра­ничились понятием общества только как совокупности взаимодействую­щих единиц, это означало бы, что социология как наука об обществе должна была бы изучать и планеты, и клетки, и атомы, и молекулы и т. д., то есть весь неорганический и органический мир, изучаемый физико-химическими и биологическими науками. Иными словами, со­циология должна была бы сделаться всенаукой, охватывающей все дисциплины, то есть по существу пустым местом, голым ярлыком, новым названием для старых наук. В силу сказанного необходимо, очевидно, к приведенным признакам, характеризующим понятие обще­ства, присоединить новые, выделяющие общество, изучаемое социологи­ей, от ряда других обществ как совокупностей нескольких взаимодейст­вующих единиц.

Общество означает не только совокупность нескольких единиц

Где же и в чем искать эту отличительную черту? Она дана одновременно — ив свойствах взаимодействующих единиц, и в свойствах самого процесса взаимодействия. Свойства двух камней и связывающего их процесса взаимодействия не похожи на свойства двух амеб или клеточек тела и характер взаимодействия между последними. Наконец, свойства человека и процесса взаимодействия, в котором находятся люди друг с другом, не похожи на свойства предыдущих взаимодействующих единиц и характер происходящего между ними процесса взаимодействия. С этой точки зрения все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) "неорганические "взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучае­мые физико-химическими науками; 2) живые "органические " взаимодейству­ющие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие центры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.

Из сказанного само собой следует, что общество как предмет изуче­ния социологии дано только там, где дано несколько единиц (индивидов), одаренных психикой и связанных между собой процессами психического взаимодействия. И обратно, всюду, где взаимодействие тех или иных центров лишено психического характера, например взаимодействие атомов, молекул, планет, камней, деревьев, простейших организмов, лишенных сознания, — там не будет и общества в смысле социологичес­ком. Социология изучает только такие общества, где члены последнего, помимо неорганических и органических процессов, связаны еще взаимодействием психическим, то есть обменом идей, чувств, волевых устре­млений, короче — тем, что характеризуется словом "сознание". Атомы, молекулы, предметы неорганического мира, наконец, простейшие ор­ганизмы (амебы, протозоа и др.), хотя и связаны между собой рядом процессов взаимодействия, но оно лишено психических форм: они не обмениваются ни идеями, ни чувствами, ни волевыми импульсами. Значит, тем самым они не составляют и общества в смысле социо­логическом.

Взаимодействовали между собой.

Такова искомая нами черта, отличающая общество как предмет социологии от совокупности всяких других взаимодействующих единиц. Сказанным мы ограничили понятие общества и определили область общественных или социальных явлений, изучаемых социологией.

Ив свойствах взаимодействующих единиц, и в свойствах самого процесса взаимодействия.

Теперь спрашивается, какова же конкретно область явлений, где встречаются процессы психического взаимодействия? Нет ли каких-либо наглядных признаков, путеводных вех, которые позволяли бы говорить: вот здесь дано взаимодействие психическое, а здесь нет?

"Неорганические "взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое

Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться за помощью к биологии и психологии. А эти науки говорят, что только организмы, наделенные развитой нервной системой, в частности обладающие серым корковым веществом мозга, проявляют психическую жизнь как совокуп­ность идейных, волевых и чувственно-эмоциональных состояний. Вне развитой нервной системы нет и не может быть сознания. Отсюда вывод: психическое взаимодействие дано в общении организмов, наделенных развитой нервной системой, в частности серым корковым веществом мозга. Такими организмами являются человек (homo sapiens) и высшие животные. Следовательно, общество в смысле социологическом означает прежде всего совокупность людей, находящихся в процессе общения, и далее — совокупность взаимодействующих высших организмов.

Изучае­мые физико-химическими науками;

Действительно, присматриваясь к миру человеческого общежития, мы видим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают тысячи процессов взаимодействия, носящих пси­хический характер: обмен идеями (религиозными, научными, обыден­ными, художественными образами и т. д.), обмен волевыми импульсами (общества и кооперации, в которые люди объединяются для достижения целей коммерческих, благотворительных, хозяйственных, моральных, научных и т. д.), обмен чувствами (на почве любви, сострадания, нена­висти, при созерцании драмы, при религиозном обряде и т. д.). Жизнь каждого из нас представляет непрерывный процесс психического взаимо­действия между нами и другими людьми. Только ночью, во время сна, этот процесс несколько ослабляется.

Живые "органические " взаимодейству­ющие центры и взаимодействие биологическое

Человеческое общество с этой точки зрения похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море — общество — вечно бурлит, волнуется и не умолкает...

Изучаемые биологическими науками;

Все сказанное об обществе людей в известной мере приложимо и к высшим животным, живущим обществами, стадами, группами.

Взаимодействующие центры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое,

Таково в кратких чертах общество как предмет изучения социологии. Стало быть, область явлений, исследуемых последней, ограничивается миром людей и высших животных, живущих в обществе себе подобных и находящихся в процессе взаимодействия.

Изучаемые социальными науками.

Ограничимся пока этим определением предмета социологии и перей­дем к характеристике ее отделов. Эта характеристика поможет нам в то же время уяснить и способы подхода социологии к изучению общества.

Общество как предмет изуче­ния социологии дано только там, где дано несколько единиц (индивидов), одаренных психикой и связанных между собой процессами психического взаимодействия.

Вся наука социологии может быть разделена на четыре главных отдела. I. Первый отдел социологии составляет общее учение об обществе. Сюда войдет: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов; сюда же должны быть отнесены и ис­тория самой социологии, характеристика современных социологических направлений и учение о методах социологии.

Где взаимодействие тех или иных центров лишено психического характера,

II. Второй отдел социологии составляет социальная механика.

Там не будет и общества в смысле социологичес­ком.

III. Третьим отделом социологии будет социальная генетика (от "генезис" — значит происхождение и развитие). Содержанием его явится: 1) учение о происхождении и развитии общества и общественных институ­тов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т. д.; 2) учение

Обменом идей, чувств, волевых устре­млений,

Социальная механика исследует и формулирует законы статические, постоянно и во все времена проявляющиеся в общественной жизни; социальная генетика ставит своей задачей формулировку законов ис­торических, то есть постоянных линий направления, данных во времени и обнаруживающихся с ходом истории.

IV. Четвертым отделом социологии будет социальная политика. Этот отдел по своему характеру и целям является чисто практическим, прикладной дисциплиной. Его задачей служит формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье. Подобно тому как с ростом физико-химических и биологических наук появились чисто прикладные дисциплины (технология металлов, агрономия, медицина и т. д), которые теоретически данные этих наук обращают на служение человеческим целям, так и социальная политика, пользуясь данными теоретической социологии, может и должна использовать их для практического применения в сфере общественной жизни и целях ее улучшения, короче — в целях роста человеческого счастья, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса.

Таковы основные отделы социологии и задачи последних.

Как видим, эти задачи настолько велики и всеобъемлющи, что делают излишними всякие увещания о том, что нужно заниматься социологией, что эта дисциплина стоит того, чтобы поработать над ней, и т. п.

Очертивши кратко предмет социологии, задачи и основные отделы последней, теперь, прежде чем перейти к первому отделу — к общему учению об обществе, — в двух словах я коснусь: а) отношения социоло­гии к другим научным дисциплинам, изучающим общественные явления, б) истории социологии как науки и в) основных направлений, существу­ющих в социологии в настоящее время.

Если предметом изучения социологии является мир людей и высших животных, находящихся в процессе психического взаимодействия, то встает вопрос: каково же отношение социологии к другим социальным наукам? Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук: теорией права, политической экономией, историей, психологией и т. д. Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, стоит последняя?

Ответы, дававшиеся на этот вопрос, распадаются на три группы: одни ученые под социологией понимали совокупность всех социальных наук. В этом случае социология превращалась в простое название, обозначавшее все социальные науки, взятые вместе. Нет надобности доказывать, что в этом случае она становилась пустым местом и, конечно, нет и не может быть никаких оснований для этого пустого места выдумывать специальное название.

Другие социологи пытались выделить социологию из ряда других социальных наук по различию объектов, изучаемых первыми и второю. Так, например, Зиммель, немецкий социолог, считает, что социология, в отличие от других социальных наук, изучает формы общения, тогда как те изучают содержание социальных явлений (религию, право, хозяй­ство и т. д.). Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, само различение формы и содержания очень неясно; во-вторых, если бы даже это различение и было правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для новой социальной науки и ничуть не уничтожило бы потребности в особой науке, роль которой сейчас играет социология.

В чем же дело? Дело в том, что социология, в противоположность специальным общественно-психологическим наукам, изучает не те или иные отдельные, специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие, родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни одной из них. Политическая экономия изучает только хозяйственную жизнь общества, правовые дисциплины — только право, теория искус­ства — только явления искусства и т. д.; ни одна из этих дисциплин не изучает те общие свойства, которые имеются и в хозяйственных, и в пра­вовых, и в художественных, и в религиозных явлениях как частных видах общественных явлений. Поскольку все они суть частные виды обще­ственно-психологического бытия, у всех у них должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и зако­номерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной специальной наукой, и являются ближайшим объектом социо­логии. Следовательно, она — наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений.

В этом отношении социология находится в таком же положении по адресу специальных общественных наук, в каком общая биология нахо­дится по адресу специальных биологических дисциплин: по адресу зоо­логии, ботаники и т. д. Как общая биология служит основой для последних, так и социология должна быть фундаментом для специаль­ных общественных наук.

Из сказанного ясно отношение социологии к последним. Социология не есть пустой ярлык для обозначения совокупности наук, не является она и специальной дисциплиной, подобно другим, отмежевавшим себе маленький угол общественных явлений для возделывания, а представляет самостоятельную науку, не слившуюся с существующими специальными дисциплинами, науку, изучающую наиболее общие — родовые — свойства общественных явлений, не изучаемые первыми.


strukturnie-osobennosti-ekonomiki-rossii-ekonomika.html
strukturnie-osobennosti-ekonomiki-ssha-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
strukturnie-osobennosti-massivov-skalnih-porod-i-ih-vliyanie-na-ustojchivost-karernih-otkosov-geografiya.html
strukturnie-osobennosti-razvitiya-promishlennosti-rf-geografiya.html
strukturnie-problemi-organizacii-nauchnih-issledovanij-i-usloviya-ih-organizacii-ostalnie-referati.html
strukturnie-problemi-rossijskogo-zdravoohraneniya-rossijskoe-zdravoohranenie-v-novih-ekonomicheskih-usloviyah.html
strukturnie-sdvigi-v-proizvodstve-i-potreblenii-cikli-kondrateva-filosofiya.html
strukturnie-shemi-cifrovih-radioperedayushih-ustrojstv-kommunikacii-i-svyaz.html
strukturnie-shemi-vtorichnih-monoimpulsnih-obzornih-radiolokatorov-kommunikacii-i-svyaz.html
strukturnie-tipi-i-rajonirovanie-mestorozhdenij-nefti-i-gaza-geologiya.html
strukturnie-urovni-organizacii-materii-nauka-i-tehnika.html
strukturnie-urovni-organizacii-materii-struktura-i-eyo-rol-v-organizacii-materii-biologiya.html
strukturnie-urovni-zhivogo-biologiya.html
strukturnie-vzaimosvyazi-vidov-napravlennosti-lichnosti-psihologiya.html
strukturnij-analiz-mehanizmov-promishlennost-proizvodstvo.html
strukturnij-analiz-nalogovoj-sistemi-belarusi-finansovie-nauki.html
strukturnij-analiz-nauka-i-tehnika.html
strukturnij-analiz-obekta-menedzhment-upravlenie-personalom.html
strukturnij-analiz-sistemi-fizika.html
strukturnij-funkcionalizm-filosofiya.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.