ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - В. С. Маканина 1990-2000 Х годов Специальность

.RU

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Различные аспекты творчества В.С. Маканина неоднократно становились объектом пристального изучения. В 1960—1980-е годы прозу художника анализировали Л.А. Аннинский, В.Г. Бондаренко, А.Г. Бо­чаров, В.И. Гусев, И.А. Дедков, Н.Б. Иванова, А.М. Марченко, И.Б. Роднян­ская, Л.Г. Якименко и др. В 1990—2000-е круг этих исследователей пополнили В.В. Агеносов, А.А. Генис, А.П. Герасименко, Г.Г. Исаев, Ю.Н. Караулов, А.Н. Латынина, М. Левина-Паркер, Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, В.В. Лосев, А.С. Немзер, В.Е. Пус­то­вая, М.С. Ремизова, В.Д. Се­рафимова и др.; авторы кандидатских и докторских диссертационных исследований Н.С. Балаценко, Е.Г. Бегалиева, Е.В. Дмитриченко, А.С. Ефре­менков, В.В. Иванцов, А.В. Иванова, С.В. Каширина, Т.Ю. Климова, Т.Г. Кучина, С.Ю. Мотыгин, Т.Н. Маркова, Е.В. Паниткова, Т.А. Смирнова, Т.Н. Чурляева, О.Н. Шев­цова, А. Хачатурян и др., посвященных рассмотрению философско-мировоззренческих основ эстетики Маканина и художественного своеобразия его прозы. В 2000-е годы были защищены кандидатские диссертации, в которых затрагиваются некоторые аспекты, связанные с проблемой автора в творчестве В.С. Маканина. В диссертации Е.А. Кравченковой «Художественный мир В.С. Маканина: концепции и интерпретации»2  ставится вопрос о разграничении понятий «автор» и «герой» в творчестве писателя 1980—1990-х гг. Эту границу прослеживает в своем диссертационном исследовании «Поэтика романа В. Маканина “Андеграунд, или Герой нашего времени: проблема героя”»3  К.О. Шилина, по мнению которой герой у Маканина тот, кто «имеет смысловой стержень — характер». Указанная проблема возникает и в диссертации В.В. Иванцова «Пространственно-временная организация художественного мира В.С. Маканина»1, где способы создания литературных образов изучаются с учетом хронотопических параметров прозы писателя. Однако вопрос о динамике взаимодействия автора и героя в творчестве В.С. Маканина 1990—2000-х годов до сих пор не был предметом самостоятельного научного изучения. Между тем его проза, генетически связанная с русской реалистической литературой, но вбирающая в себя отдельные приемы постмодернизма, доказывает, что и в новом тысячелетии именно диалог автора и героя составляет «первичную реальность» художественного творчества.

Актуальность исследования

На рубеже ХХ—ХХI вв. категория «автор» вызывает пристальное внимание литературоведов, что связано с отменой «идеологиче­ского кода», с применением которого не одно десятилетие изучалась отечественная литература. Эта отмена позволила снять ряд противоречий между взглядами М.М. Бахтина и В.В. Виноградова на проблему автора и при анализе произведений современной русской прозы «практически применить единый бахтинско-виноградовский принцип»2 . Данный подход продуктивен и при рассмотрении произведений В.С. Маканина 1990—2000-х годов, где автора характеризует «принципиальное двуединство» — это «внутри-» и «вне-текстовая находимость» (А. Большакова), что способствует установлению «диалогических отношений» между автором и героем. Стоит отметить, что постмодернистская критика не признает такой «эфемерности», как «автор» (А. Зверев), и ставит под сомнение представление о герое, названном М.М. Бахтиным «носителем основного события»: литературный герой лишается психологически и социально выраженного характера, на смену ему приходят персонажи, которым «не хватает человеческого наполнения» (И. Роднянская), единственное предназначение которых — рассказывать или действовать, примеряя различные «маски». Проза Маканина 1990—2000-х годов показывает: несмотря на использование постмодернистских приемов («центонное письмо», «персонажная маска», «маска автора» и др.), писатель наследует и развивает реалистические традиции, поскольку именно автор у него является выразителем концепции всего произведения, а характер героя, в котором отражаются и «злоба дня» с его бытовыми проблемами, и тенденции общественного развития, «несет в себе смысл эпохи, постигнутый разумом художника» (А. Бочаров). Объект настоящего диссертационного исследования — проза В.С. Ма­канина 1990—2000-х годов, рассматриваемая в аспекте проблемы «автор — герой». Материалом послужили произведения В.С. Маканина, которые до настоящего времени не были предметом специального научного изучения: эссе «Сюжет усреднения» (1992), «Квази» (1993); цикл рассказов «Сюр в Пролетарском районе» (1991); рассказ «Кавказский пленный» (1995); повести 2000-го: «Удавшийся рассказ о любви», «Буква “А”»; романы: «Испуг» (2006) и «Асан» (2008). Предметом исследования является динамика взаимоотношений автора и героя в произведениях В. Маканина 1990—2000-х годов. Цель работы состоит в комплексном исследовании особенностей функционирования взаимосвязи «автор — герой» в прозе Маканина 1990—2000-х годов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

· выявить особенности взаимоотношений автора и героя в антиутопиях и эссеистике В. Маканина 1990-х годов;

· раскрыть своеобразие системы персонажей и авторской позиции в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный»;

· исследовать формы авторского присутствия в повестях В.С. Ма­канина 2000-х годов «Удавшийся рассказ о любви», «Буква “А”»;

· охарактеризовать способы создания образа главного героя в романе «Испуг» и определить место и роль антигероя в художественной структуре романа «Асан».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— теоретические труды, посвященные становлению и развитию понятий: «автор» и «герой» в современном литературоведении (М.М. Бах­тин, Р. Барт, Е.П. Барышников, Ж. Бодрияр, А.Ю. Большакова, Н.К. Бонецкая, А.М. Буланов, В.В. Виноградов, Л.Я. Гинзбург, А.Л. Гри­шунин, Е.С. Добин, Н.В. Драгомирецкая, И.П. Ильин, Б.О. Корман, Ю. Кристева, Э.Б. Магазаник, А.К. Николюкин, О.Ю. Осьмухина, В.В. Прозоров, Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев, Н.Д. Тамарченко, Л.В. Чер­нец, В.Е. Хализев и др.);

— научные исследования, ориентированные на изучение основных направлений и течений в современной русской литературе (В.В. Аге­носов, Л.Г. Андреев, А.П. Герасименко, М.М. Голубков, С.А. Голубков, О.В. Богданова, Г.Г. Исаев, В.А. Зайцев, Т.А. Касаткина, В.Н. Ку­рицын, Б.А. Ланин, А.Н. Латынина, А.С. Немзер, М.Н. Липовецкий, Н.Л. Лейдерман, Г.Л. Нефагина, И.Б. Роднянская, В.П. Руднев, И.С. Ско­ропанова, С.И. Ти­мина, М.Н. Эпштейн и др.);

— работы, связанные с рассмотрением особенностей художест­венного творчества В.С. Маканина (А.С. Балаценко, Е.Г. Бегалиева, Е.В. Дмитриченко, Е.А. Ермолин, Н.С. Ефременкова, А.В. Иванова, Н.Б. Иванова, В.В. Иванцов, В.И. Камянов, Е.А. Кравченкова, Т.Ю. Кли­мова, Т.Н. Маркова, С.Ю. Мотыгин, Е.В. Паниткова, И. Соловьева, В.Д. Серафимова, Т.А. Смирнова, Т.Н. Чурляева, К.О. Шилина, О.Н. Шев­цова и др.).

В диссертации использовались сравнительно-сопоставительный, историко-генетический, функционально-типологический методы литературоведческого анализа.


strahovanie-avtomobilya-kasko-doklad-avtomobil-plyus.html
strahovanie-avtomobilya-kasko-doklad-osago-i-kasko.html
strahovanie-avtotransporta-kasko-referat-oficialnij-sajt.html
strahovanie-avtotransportnih-sredstv-referat-2-transport.html
strahovanie-avtotransportnih-sredstv-uchet-strahovih-premij-i-viplat-v-byudzhetnoj-organizacii.html
strahovanie-bagazha-pri-perelete-i-strahovka-ot-uteri-stoimost-i-usloviya.html
strahovanie-bankovskih-kreditov-studentochka.html
strahovanie-bankovskih-riskov-referat-2-finansovie-nauki.html
strahovanie-bankovskih-riskov-referat-3-yurisprudenciya.html
strahovanie-bankovskih-vkladov-referat-3-bankovskoe-delo.html
strahovanie-dlya-viezzhayushih-za-rubezh.html
strahovanie-ego-ekonomicheskoe-soderzhanie-bankovskoe-delo.html
strahovanie-ego-sushnostnie-priznaki-uchastniki-strahovih-otnoshenij-strahovanie.html
strahovanie-ego-vidi-bankovskoe-delo.html
strahovanie-ekologicheskih-riskov-ekologiya.html
strahovanie-eksportnih-kreditov-v-rossii-i-za-rubezhom-perspektivi-i-problemi-razvitiya.html
strahovanie-finansovih-garantij-yurisprudenciya.html
strahovanie-finansovih-riskov-bankovskoe-delo.html
strahovanie-finansovih-riskov-fizicheskih-lic-strahovie-kompanii.html
strahovanie-finansovih-riskov-referat-3-strahovanie.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.