ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Соколова александра сергеевна

.RU

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Профессиональной карьере

В последние два десятилетия в педагогической теории значимо расширились и содержательно углубились исследования, связанные с проблемами профессионального развития и профессионально-личностного становления преподавателя высшей школы (здесь и далее – ПВШ). Вместе с тем за этот период резко изменились социальные реалии, и современный ПВШ должен быть не только квалифицированным специалистом-профессионалом, но и человеком, имеющим значимый социальный статус, признание в вузовском научно-образовательном пространстве, что кратко .можно обозначить термином «социальная успешность».

Актуальность исследования.

С 70-80х гг. ХХ-го столетия (к которым относятся работы по данной проблеме Н.В. Кузьминой, З.Ф. Есаревой, М.А. Чошонова, Ю.М. Марквардта, C.И. Архангельского) взгляд на проблему «преподаватель высшей школы» серьёзно трансформировался: преподаватель и его деятельность стали рассматриваться в русле субъект-субъектного подхода, полноценно вписались в структуру интенсивно развивающегося в последние годы компетентностного подхода (И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторский и др.), культуросообразного подхода (Е.П.Белозерцев), и, конечно, это проблема вошла в формат личностно-деятельностной парадигмы, ставшей содержательной и методологической основой проектирования образовательного процесса (И.Я. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.). Оказались продуктивными частнометодологические подходы и обобщения на содержательном поле педагогической деятельности и подготовки к ней преподавателя вуза, что нашло отражение, например, в исследованиях А.Л. Бусыгиной, также в ряде работ В.А. Сластенина, В.А. Ситарова, М.М. Левиной, М.А. Гарунова, П.И. Пидкасистого, Л.М. Фридмана, В.А. Мижерикова, в которых проблема получила адекватное её реальной сложности и содержательной глубине структурирование и трансляцию в общенаучный формат.

Безусловно принимая и оценивая значимость результатов данных исследований, мы, тем не менее, считаем необходимым отметить, что при всём многообразии и широте контекста рассмотрения обсуждаемого феномена, степень проработки различных его компонентов неодинакова: выделяется как доминанта рассмотрение профессиональной компетентности вузовского преподавателя, которая явно – как количественно, так и качественно – преобладает над рассмотрением социально-личностных аспектов деятельности вузовского преподавателя. По нашему мнению, это приводит к тому, что даже если современный преподаватель сегодня реализуется как профессионал в достаточно узком смысле слова, то гораздо менее значимо он реализуется в широком социально-личностном контексте. В частности, вузовский преподаватель сегодня в большинстве случаев не задумывается всерьёз о перспективах своего профессионального развития и, что гораздо более досадно, о перспективах развития своей личности в процессе профессионального движения и обновления. Ему часто не понятны те конкретные направления профессионально-личностного развития, которые наиболее адекватны его задаткам, склонностям, способностям и находятся в секторе потенциально возможного (достижимого); а также конкретные акции, которые необходимы для такого продуктивного развития, механизмы их конструктивной реализации и рефлексии полученных результатов. Речь идёт главным образом о профессиональной карьере ПВШ, и пренебрежение данной сферой жизнедеятельности, недостаточное внимание к её планированию и осмыслению существенно ограничивают возможности полноценной самореализации вузовского педагога, снижают его авторитет в среде коллег и обучаемых им студентов.

Карьероформирующее обучение

Под карьерой мы будем понимать динамику зафиксированного и признанного социумом профессионального статуса ПВШ, обусловленную ростом его профессиональной компетентности, сформированными умениями самоопределения и самопрезентации, проектирования и реализации социальных маршрутов, а также рядом социально-экономических факторов, не зависящих от самого педагога и трудно поддающихся описанию и систематизации в педагогическом дискурсе.

Несмотря на огромное количество разноплановых и многоаспектных исследований отечественных и зарубежных психологов и социологов по проблемам профессиональной карьеры (Дж. Крайтс, Д. Супер, Дж . Холланд, Н. Шлоссберг, С.Н.Чистякова, Н.С. Пряжников, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов), проекции на вузовское педагогическое пространство эта тема практически не нашла – в работах, связанных с формированием профессиональной компетентности, профессионального мышления, с профессиональной реализацией ПВШ, представлены лишь фрагментарные попытки отразить отдельные весьма частные вопросы карьерного развития вузовского педагога. Очевидно, что этими обстоятельствами обусловлено и отсутствие практических разработок в обсуждаемом сегменте.

Актуальность исследования

Говоря более конкретно, налицо теоретическая неразработанность и практическая нереализованность в системе образования и самообразования вузовского преподавателя такого пласта знания и деятельности, как «образование для карьеры» или карьероформирующее обучение. Под таким обучением мы будем понимать полиформатную деятельность обучающего преподавателя и слушателя (сочетающую как традиционные аудиторные формы, так и систематическое поэтапное консультирование), при которой обучаемому транслируется пласт знаний о феномене «карьера» и путях достижения успеха в этом направлении, а также формируется комплекс умений и стратегий деятельности, включающих: а) планирование карьерного маршрута и акций для его реализации, б) анализ степени соответствия желаемого реально достигнутому; в) логически вытекающие из этого умения коррекционного характера.

Проблему исследования:

Карьероформирующим обучением.

Речь идет, по существу, о неразработанности важной для современного социума научно-образовательной области, названной карьероформирующим обучением. На наш взгляд, правомерно адресовать эту неразработанность находящейся в стадии активного становления системе дополнительного профессионального образования преподавателей вузов: ни в примерных требованиях к уровню подготовки и компетентности специалистов, получающих дополнительное профессиональное образование по программе «Преподаватель высшей школы», ни в разработанных коллективами многочисленных учебных учреждений рабочих программах отмеченный пласт знаний и деятельности практически никак не отражён.

Таким образом, налицо следующие противоречия:

– между огромной социально-личностной значимостью знания индивида о механизмах формирования и развития профессиональной карьеры, с одной стороны, и отсутствием соответствующей «проекции» этого знания в нормативных документах дополнительного педагогического образования преподавателей вузов – с другой;

– между социально-личностной значимостью умений и стратегий деятельности преподавателей вузов в области целеполагания, целереализации и рефлексии своего профессионального маршрута и широко выявляемым в практике отсутствием данных умений у ПВШ;

– между идеей многопланового личностного развития ПВШ в профессии и практическим сведением её к узкопрофессиональному совершенствованию, не связанному напрямую с карьерным ростом, сопровождаемым личностным приращением.

Эти противоречия обосновывают актуальность исследования, посвященного карьероформирующему обучению в формате дополнительного образования ПВШ.

Такое представление актуальности позволяет сформулировать проблему исследования: каким образом целесообразно трансформировать содержание последипломного образования ПВШ – для того, чтобы обеспечить и полноценно поддерживать их непрерывное карьерное развитие, какие дополнительные знания необходимо включить в это содержание, какие умения необходимо обозначить в качестве приоритетных, какие формы и методы организации деятельности слушателей для этого необходимы; каким образом возможно встраивание данных элементов в учебный процесс без ущерба для реализации его традиционного формата, обусловленного вступившими в силу государственными нормативными документами.


storichn-peredumovi-stanovlennya-ekskursjno-ta-turistsko-dyalnost-fizkultura-i-sport.html
storichn-portreti-km-derevyanko-d-chernyahovskogo-istoriya.html
storichn-ta-mediko-socaln-aspekti-stanovlennya-rozvitku-vchennya-pro-sibrku-medicina-zdorove.html
storichn-tipi-derzhav-gosudarstvo-i-pravo.html
storichn-umovi-stvorennya-povst-minulih-lt-literatura-zarubezhnaya.html
storichna-geneza-relg-religiya-i-mifologiya.html
storichna-harakteristika-dnpropetrovska-istoriya.html
storichna-postat-bogdan-hmelnickij-istoriya.html
storichna-rol-nzhenerno-dyalnost-u-stvorenn-tehnki-generac-vikoristovuvannya-elektroenerg-fizika.html
storichna-rol-vtchiznyanih-nozemnih-vchenih-v-stvorenn-rozvitku-telebachennya-radotehnki-verstatobuduvannya-istoriya.html
storichna-shkola-volodimira-antonovicha-istoriya.html
storichna-spadshina-gugo-grocya-istoriya.html
storichne-znachennya-ostrova-horticya-kraevedenie-i-etnografiya.html
storichnij-portret-erazma-rotterdamskogo-istoriya.html
storichnij-portret-vana-mazepi-istoriya.html
storichnij-proces-stanovlennya-buhgaltersko-profes-buhgalterskij-uchet-i-audit.html
storichnij-rozvitok-bologchnih-nauk-biologiya.html
storichnij-rozvitok-estetichnogo-vchennya-etika-i-moral.html
storichnij-rozvitok-mzhnarodnogo-publchnogo-prava-v-seredn-vki-vd-padnnya-rimsko-mper-do-vestfalskogo-mirnogo-dogovoru-1648-r-gosudarstvo-i-pravo.html
storiko-kraznavche-dosldzhennya-msta-berezne-rvnensko-oblast-istoriya.html

Карьерой

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.