Общая характеристика работы - Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса

.RU

Общая характеристика работы

Формирование самосознания любого этноса – процесс сложный, во многом противоречивый, и в значительной мере основан на исторических, религиозных, социально-политических, правовых, культурных традициях, составляющих социокультурное наследие этноса. Процесс формирования этнического самосознания в современном мире определяется взаимодействием двух тенденций. Первая тенденция унификации культур, становлению так называемого «нового мирового порядка», сопряжена с глобализацией. Вторая тенденция сопряжена со стремлением народов защитить свои традиции и сохранить в этих условиях этнонациональное своеобразие.

Актуальность темы исследования.

Традиции являются универсальной формой, сохраняющей культурное наследие этноса. Термины «культура» и «традиции», «в определенном теоретическом контексте, синонимичны или… почти синонимичны»1. Основной характеристикой понятия «традиция» является ее способность к поддержке преемственности, этот же смысл заложен и в понятии «культура», поскольку в нем выражается культурное наследие определенного этноса. «Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура – это не только и не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой жизни в целом»2. Поэтому изучение культурного наследия этноса, культурной идентичности предполагает выявление онтологических основ культуры и механизма ее функционирования, заложенных в традициях этноса.

Расширение диалога этносов и культур, возрастание интереса к социокультурным традициям, как к возможному способу сохранения целостности в социально-историческом разнообразии, и обретения обществами утрачиваемой идентичности1, ведет к необычайному всплеску интереса этносов к духовно-нравственным основам своей культуры, быту, специфическим нравственно-этическим нормам, составляющим основу самосознания и способствующим его формированию.

Между тем, изучение традиционного бытия этносов чаще всего ограничивается систематизацией этнографического материала, поиском признаков этнокультурной самобытности, но, при этом отсутствует глубокое теоретическое осмысление феномена социокультурных традиций как многокомпонентной системы, воздействующей на становление и развитие самосознания этноса. Философско-методологический анализ духовного наследия прошлого, осуществленного в контексте трансформации самосознания этноса и социокультурных традиций, позволяет выявить в этнической культуре общественно-исторические, социокультурные, социально-правовые, когнитивные, психологические предпосылки.

В науке еще не выработан единый подход к осмыслению таких философских и культурологических понятий, как «этнос» и «нация», «этническое» и «национальное» самосознание. Научно-теоретическое же осмысление данных понятий, как и этнической культуры в целом должно коррелироваться с реальной целостностью, полнотой конкретных форм ее существования, ее строением, функционированием и развитием, когда соприкосновение множества явлений способствует осознанию целостности социальной практики2.

Характер интереса к различным аспектам традиционной культуры определяется текущими задачами, определяемыми современной реальностью. В связи с этим актуализируется задача установления содержания и функций традиций, выступающих кодом культуры этноса и способствующих формированию его самосознания.

Исследователи все более склонны объяснить проблемы, возникающие в межкультурной коммуникации с позиций межцивилизационного столкновения, отмечая при этом значительное влияние традиционной культуры. Это обстоятельство актуализирует необходимость изучения социокультурных традиций с целью выявления особенностей общественно-политического уклада жизни народов отдельных российских регионов, в том числе и Северного Кавказа.

Россия – страна полиэтническая и поликультурная. В этом отношении Российский регион Северного Кавказа следует рассматривать как суперэтнический. Исследователи все более склонны объяснить проблемы, возникающие в межкультурной коммуникации, межцивилизационным столкновением, как порождаемые взаимодействием культурных традиций и новациями. Это обстоятельство детерминирует необходимость изучения роли в формировании современного бытия народов России.

Изучение социокультурных традиций, рассматриваемых в контексте становления самосознания этноса важно в условиях развития демократических процессов, происходящих в России, способствующих реанимации многогранного этнокультурного опыта народов. Тенденция изучения исторического и культурного прошлого этноса позволяет глубже понять современность, острее почувствовать ее актуальные проблемы. Мысль эту очень емко выразил один из известных исследователей древнерусской литературы академик Д.С. Лихачев: «Мы должны поставить памятники культуры прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками»1.

Анализ системы многообразных видов социальной, политической, духовно-нравственной, нормативно-регулятивной сфер жизнедеятельности этноса, заключенных в его традициях, обеспечивавших воспроизводство его самосознания, способствует выявлению специфики механизмов, наиболее приемлемых и эффективных для самосохранения, самоорганизации и саморазвития этнической общности.

Особенности историко-культурного развития этноса формируют его менталитет, но, со своей стороны, этот феномен как специфическая духовная реальность выступает важнейшим фактором, определяющим социально-политическое и культурное поведение людей. В связи с этим изучение до-рефлексивного уровня общественного сознания позволяет объяснить, во-первых, почему представители одного и того же этноса однотипно ведут себя в значимых для него ситуациях, и, несмотря на идентичность, сложившейся для определенной группы этносов ситуации, их представители ведут себя совершенно по-разному. Во-вторых, оно показывает, что поведение индивида определяется не только и не столько состоянием общества и его установками, выраженными в идеологии, обыденных представлениях, ценностях, сколько программой, задаваемой не проявленными возможностями сознания.

Анализ глубинных пластов самосознания этноса позволяет обнаружить устойчивые поведенческие модели индивидов в социально-политической и правовой сфере, проникнуть в логику ретроактивного поведения представителей этноса. Сказанное подтверждается в ходе выявления поведения и ценностных ориентаций чеченцев на рубеже ХХ-ХХ1вв., когда идея свободы приобрела актуальное общественно-политическое и культурное звучание. В самосознании этноса, формировавшегося на основе нравственных ценностей и идеалов традиционного бытия, идея свободы, как родовой компонент, заняла в нем ключевое место.


stoit-li-it-profi-ehat-v-avstraliyu.html
stoit-li-nazivat-marku-v-chest-zvezdi-marketing-marketingovie-issledovaniya.html
stoit-li-noga-sigareti-uchebnoe-posobie-pozvolyayushee-chitatelyu-navsegda-izbavitsya-ot-pagubnogo-pristrastiya-k-tabaku-i-alkogolyu.html
stoit-li-polagatsya-na-svoi-chuvstva-a-lengle-psihologiya.html
stojkost-izlozhnic-v-usloviyah-ih-ekspluatacii-na-kombinate-krivorozhstal-promishlennost-proizvodstvo.html
stokgolmskaya-shkola-tema-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-kak-nauka.html
stol-zakazov-torrent-filmi-besplatno-skachat-bez-registracii-torrent.html
stolbci-i-tipi-xml-dannih-sql-server.html
stolbnyachnaya-infekciya-medicina-zdorove.html
stolbnyachnaya-infekciya-referat-2-medicina-zdorove.html
stolbnyak-referat-2-medicina-zdorove.html
stolbnyak-referat-3-medicina-zdorove.html
stoletnik-biologiya-i-himiya.html
stoletnyaya-efirnaya-vojna-nauka-i-tehnika.html
stoletnyaya-vojna-nachalo-dinasticheskogo-konflikta-warspotru.html
stolica-kukolnogo-carstva-kultura-i-iskusstvo.html
stolica-v-dimu-ili-bezdejstvie-vlastej-fizkultura-i-sport.html
stolichnij-biznes-kolledzh-buhgalterskogo-ucheta-tehnikum-buhgalterov-v-moskve-buhgalterskij-kolledzh-buhgalterov-tehnikum-po-buhgalterskomu-uchetu-stolichnij-biznes-kolledzh.html
stolichnij-biznes-kolledzh-torgovij-kolledzh-moskovskij-torgovij-tehnikum-kooperativnij-torgovo-ekonomicheskij-kolledzh-torgovo-tehnologicheskij-tehnikum-v-moskve-stolichnij-biznes-kolledzh-otzivi.html
stolichnij-ekonomicheskij-rajon-ukraini-geografiya.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.