ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Социальная мифология в коммуникационном пространстве современного общества

.RU

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Социальная актуальность мифологии возрастает в условиях стремительных социальных изменений нынешней эпохи, когда реальностью становятся самые невероятные и экстравагантные прогнозы футурологов недавнего прошлого. «Войдя в новый век, человек испытывает потребность в новой идентичности с окружающим миром, потребность в новых ценностях, необходимых для самоутверждения и создания надежных жизненных стратегий. Обновленный мир нуждается в человеческих оценках»1. И эта интенция на обживание нового мира, восстановление его социальной картины невозможна без мифологического горизонта, не подвергающегося сомнению и проверке, не доказуемого, но принимаемого на веру.

Действительно, формирование постиндустриального общества, инициированное интенсивным развитием науки и внедрением новых способов обработки информации, характерное для текущего столетия, не привело к тотальной рационализации социальной жизни. XX век породил целую сеть мифологий, призванных осуществить воспроизводство социального порядка и указать отдельно взятому индивиду в нем место. Бурное развитие коммуникационного пространства обусловило циркуляцию мифов массовой культуры в планетарном масштабе, сделало возможным появление проектов вестернизации, культурного империализма и экспансии, а также информационных войн. Становление общества потребления, обусловленное логикой развития капитализма, вызвало к жизни специфические формы мифотворчества, связанные с манипуляцией общественным сознанием во имя продвижения товаров, – рекламу и PR-технологии. Индустрия досуга и развлечений, киноиндустрия также вносят свои специфические элементы в рамки действующих мифологий.

Буйство красок современного мифологического пространства служит наглядным свидетельством того, что миф отнюдь не сводится к реликтовым остаткам архаических культур. Современная социальная мифология – явление вполне самостоятельное и полнокровное. Но чтобы приблизиться к ее сущности, мы должны проследить ее генезис, выделить ключевые механизмы смены ее форм. И уже на этом предварительном этапе миф демонстрирует свою субстанциальную противоположность логике, определению и объяснению.

В самом деле, традиции философствования опираются на рациональную программу исследования. Чтобы вскрыть сущность явления, нужно определить его истоки и проследить, как оно, формируясь, обретает современный облик. И это движение от начала к расцвету всегда требует интеллектуальных усилий, прозрений. Обнаружить зачатки нового среди многообразия социальных тенденций – во многом означает подтвердить самостоятельность и нетривиальность собственной философской позиции. С мифологией дело обстоит с точностью до наоборот. Проследить ее историю ab ovo при нынешнем состоянии теории мифа – не самая сложная исследовательская задача. Обнаружить в современных реалиях иррациональные элементы, обладающие признаками мифа, пожалуй, также не составляет непосильного труда. Но вот объяснение того, как то, что было прежде, стало тем, что оно есть теперь – по нынешний день, насколько нам известно, принадлежит скорее к сфере желаемого и является далеким от реального воплощения проектом.

Философские основания социальной теории мифа находятся на стадии формирования, что отражается на самом категориальном аппарате. Парадоксально, но эволюционно-стадиальный подход к мифологии базируется на редуцировании ее к специфическим для традиционного общества образованиям. То есть он отрицает за мифологией «права на развитие» в иных социальных системах. В итоге утверждения о том, что до наших дней «техника мифопроизводства, принципы конструирования мифа и его предназначение остались неизменными в сравнении с их архаическим образцом, изменились лишь формы подачи, объемы тиражирования и «характер предложения» кажутся лишенными логических противоречий. Проблема только в том, что существенные изменения внешней формы всегда сопровождаются изменением способа существования и выражения содержания. А, стало быть, и изменением последнего.

Естественность мифотворчества для человеческой культуры вовсе не тождественна его стихийности. Все созданные на сегодняшний день формы производства мифа могут использоваться (и весьма интенсивно используются) в управлении человеческим миром. Именно систематическое целенаправленное мифотворчество определяет облик эпохи, в которую мы живем, – эпохи глобализации. Глобальный капитализм, глобальное потребление и глобальные мифы – «три кита», на которых держится единство сегодняшнего мира. Перед социальной философией стоит насущная задача формирования методологического инструментария, способного выявлять как сами механизмы управляемого мифотворчества, так и продуцируемые ими социальные изменения.

Стремясь внести свой вклад в их критический анализ, мы не отказываемся от мифологии. Скорее, надеемся приблизить новый мир и новые мифы, предложить новые социально-философские основания прогноза грядущего общества. Актуализация вопроса о том, как осуществляется развитие социальной мифологии, определяется появлением новых способов воспроизводства социальности, новых механизмов социальной интеграции и социального контроля, обслуживаемых мифотворческими практиками. Без его решения продуцируемая социальной философией картина человеческого мира останется неполной.


stili-pedagogicheskogo-obsheniya-psihologiya.html
stili-plavaniya-krol-na-spine-i-povorot-mayatnika-fizkultura-i-sport.html
stili-povedeniya-v-situaciyah-raznoglasiya-psihologiya-pedagogika.html
stili-rechi-inostrannij-yazik.html
stili-rukovodstva-differencialnaya-psihofiziologiya-muzhchin-i-zhenshin.html
stili-rukovodstva-i-shemi-dejstvij-rukovoditelya-psihologiya-pedagogika.html
stili-russkogo-literaturnogo-yazika-inostrannij-yazik.html
stili-semejnogo-vospitaniya-detej-pedagogika.html
stili-semejnogo-vospitaniya-psihologiya.html
stili-shtor-stili-oformleniya-interera.html
stili-upravleniya-psihologiya-pedagogika.html
stili-v-evropejskom-iskusstve-xviii-v-barokko-i-rokoko.html
stilisticheskaya-funkciya-skvoznih-povtorov-v-proizvedeniyah-selindzhera-literatura-zarubezhnaya.html
stilisticheskie-figuri-v-pr-tekstah-na-primere-vistuplenij-politika-vladimira-vladimirovicha-putina-inostrannij-yazik.html
stilisticheskie-funkcii-kollektivnoj-rechi-vo-francuzskom-epose-yazikoznanie-filologiya.html
stilisticheskie-oshibki-v-upotreblenii-frazeologizmov-v-pechatnih-smi-inostrannij-yazik.html
stilisticheskie-osobennosti-prozi-i-s-shmeleva-i-b-akunina-literatura-zarubezhnaya.html
stilisticheskie-osobennosti-sovremennoj-reklami-marketing-marketingovie-issledovaniya.html
stilisticheskie-osobennosti-tvorchestva-kloda-debyussi-muzika.html
stilisticheskie-priemi-ozhivleniya-oratorskoj-rechi-kultura-i-iskusstvo.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.