ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе игровой деятельности

.RU

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье (Кон И.С., 1999; Рожкова М.И.,1991; Мудрик А.В.,1997; Немов Р.С., 1994), которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Выпадение одного из главных «агентов социализации» – семьи - оказывает существенное негативное влияние на процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушения в сфере общения ребенка - сироты искажают его представления о себе как о личности.

Актуальность исследования

Проблема педагогической реабилитации детей-сирот в условиях учреждений закрытого типа всегда была актуальной, но стала еще более острой в связи с резким увеличением количества социальных сирот вследствие разрушения нравственных устоев семьи и других негативных явлений, вызванных социально-экономическим кризисом 90-х годов в стране.

Реализация и решение задач социализации личности ребенка в условиях детских домов и домов-интернатов сдерживается недостаточной изученностью ряда закономерностей биологического, социального и психологического развития ребенка в условиях семейной депривации (Лангмейер И., Матейчик З., 1984; Мухина В.С., 1996 и др.). Несмотря на системный характер проблем воспитания и обучения в институционализированных заведениях, предлагаемые подходы и результаты исследований, как правило, носят фрагментарный характер.

Социализация детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности. Ребенок включается в мир культуры вследствие его подверженности социальной модификации в результате определенной деятельности.

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством (Иванов И.П., 1998; Селевко Г.К., 1998 и др.). Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Григорьев С.В.,1991; Казанский О.А., 1995; Макаренко А.С., 1987; Эльконин Д.Б.,1978; Газман О.С., 1988; Спиваковская А.С., 1999; Шмаков С.А., 1994 и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.

Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности игры, данный вид деятельности рассматривается как дополнительное, а не основное средство воспитания.

Анализ теоретических подходов и реальной ситуации педагогической деятельности позволил выявить научные противоречия, требующие разрешения:

- между потребностью социума в социализации подрастающего поколения в учреждениях закрытого типа и инертностью педагогической системы, не обеспечивающей социально-личностное становление детей-сирот;

- между высоким уровнем разработанности общей теории социализации личности и низким уровнем разработанности теории социализации детей-сирот в системе образования посредством игровой деятельности.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении организационных педагогических условий, обеспечивающих эффективность протекания процесса социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе игровой деятельности.


stil-minimalizm-v-interere-pravila-dizajna-i-foto-idei.html
stil-modern-v-dizajne-opredelenie-predmeta-estetiki-kak-sovremennoj-nauki.html
stil-movlennya-inostrannij-yazik.html
stil-pugayushij-i-podavlyayushij-pragmatizm-svetochi-tmi-fiziologiya-liberalnogo-klana.html
stil-renessans-v-interere-osobennosti-oformleniya.html
stil-renessans-v-interere-osobennosti-stilya-50-foto-renessans-v-sovremennom-dizajne-interera.html
stil-renessans-v-interere-westwing.html
stil-roditelskogo-vospitaniya-i-socialnoj-adaptacii-rebyonka-v-doshkolnom-vozraste-psihologiya.html
stil-rukovodstva-i-organizaciya-truda-predprinimatelya-menedzhment-upravlenie-personalom.html
stil-russkogo-yazika-yazikoznanie-filologiya.html
stil-samoobespecheniya-bezopasnosti-stanovlenie-sposobnosti-k-celepolaganiyu-v-sovmestnoj-deyatelnosti-rebenka-i-vzroslogo.html
stil-samoregulyacii-proizvolnoj-aktivnosti-lizhnika-gonshika-v-sporte-visshih-dostizhenij-fizkultura-i-sport.html
stil-shkolnih-sochinenij-inostrannij-yazik.html
stil-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavrov-080200-62-menedzhment-po-profilyu.html
stil-ukranske-baroko-17-18-st-zokrema-v-arhtektur-kultura-i-iskusstvo.html
stil-upravleniya-kak-osnova-vzaimodejstviya-rukovoditelya-i-podchinennih-menedzhment-upravlenie-personalom.html
stil-versal-v-interere-istoriya-dekor-foto.html
stil-yazikoznanie-filologiya.html
stil-zhizni-kak-socialno-psihologicheskaya-kategoriya-psihologiya-pedagogika.html
stileobrazuyushie-faktori-anglijskoj-publicistiki-inostrannij-yazik.html

Противоречия

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.