ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Профессиональная ориентация в системе общего среднего образования Германии: современное...

.RU

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Сегодня в России наблюдается востребованность в квалифицированных рабочих кадрах, на биржах труда становится очевидно на­растающее различие между необходимым спросом и реальным предложением вакансий рабочих со средним специальным образованием; с другой стороны, работодатели сталкиваются с проблемами переизбытка молодых людей с высшим образованием, но с низким трудовым потенциалом, что может негативно сказаться в дальнейшем на развитии экономики страны. Из документов Министерcтва образования и науки РФ 2003 г. следует, что демо­графические проблемы должны привлекать повышенное внимание при профессиональной ориентации молодых людей, иметь соответствующий анализ и возможное прогнозирование дальнейшего профессионального самоопределения в разрезе их уровня oбрaзoвания. Процесс совершенствования среднего образования в России происходит медленно и сопровождается многими трудностями (демографический кризис, отсутствие единых программ по реализации профориентации на всех ступенях обуче­ния, региональное сокращение количества учебных заведений, низкое качество подготовки, неудовлетворительное финансирование)».

Актуальность исследования

В настоящее время подрастающее поколение проходит этап профессионального выбора спонтанно и необдуманно. Исходя из данных всероссийского соцопроса от 2011 г., самостоятельное решение при выборе образовательного учреждения принимают 44,6% школьников, к помощи родительского совета прибегают 34,4%, к советам друзей и окружения – 11,7%, на мнение учителей полагаются 6,8%, остальные 2,5% выпускников получают необходимую информацию из средств массовой информации и рекламы образовательных услуг; необходимая профориентационная пропаганда предприятий и их работа с учебными заведениями в своем большинстве носят хаотичный характер, без определенной системы и методов. Для родителей главными критериями выбора являются не творческий потенциал и умственные способности школьника, а материальный достаток и возможность карьерного роста в данной профессии.

Практика профессиональной ориентации в зарубежных странах показывает, что данная система принята и реализуется на разных уровнях власти, включая в себя государственные и общественные институты. Выработаны учебные программы с целевой установкой, в образовательных учреждениях проводится работа профконсультантов и специалистов психологов, педагогов, социологов. По данным соцопросов, для современного этапа в России характерно отсутствие интереса со стороны выпускников к помощи профессионального специалиста и консультанта, не более трети учеников старших классов обращаются к ним за советом, и в результате каждый второй россиянин выбирает профессию, которую меняет в течение 5 лет. Таким образом, для современного этапа характерно несоответствие практически ориентированного профессионального образования в школьных учреждениях и теоретически разработанных аспектов в данном направлении.

Проблема профессиональной ориентации и выбора профессии исследуется рядом наук, каждая из которых определяет специфиче­скую предметную область исследования. Анализируя научно-педагогиче­скую литературу, мы приходим к выводу, что значительный вклад в изучение проблемы научного обоснования категории «профессио­нальная ориентация» внесли отечественные и зарубежные исследователи: с экономической точки зрения проблемы профориентации изучали Л.П. Веревкин, B.C. Ендальцев, Е.Д. Катульский, И.Н. Назимов; психологические проблемы развития профессиональной ориентации рассмотрены Э. Гинзбергом, Л.A. Иоваши, Е.А. Кли­мовым, Н.С. Пряжниковым, Д. Сьюпером, Дж. Холландом; педагогические аспекты изучения профессиональной ориентации были отражены в работах П.Р. Атутова, Л.П. Ашихминой, Н.М. Борытко, А.Е. Голомштока, П.А. Жильцова, Л.Т.Олейниковой, P.C. Солома­тина; с точки зрения социологических исследований профориентацию изучали такие ученые, как A.A. Арефьев, Н.М. Дмитриев, В.М. Мо­нахов, B.Л. Оссовский, Э. Саар, В.В. Сериков, М.Х. Титма, Ф.Р. Филиппов, В.Г. Харчева, Г.А. Чередниченко, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шуб­кин.

Рассмотрением основных вопросов профессиональной ориентации занимались С.Г. Броневщук, Н.Н. За­харов, Г.С. Кожухарь и др. Изучение основных проблем и перспектив их решения исследовано в работах отечественных ученых Н.А. Аитовой, А.Н. Бобровской, Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Муратовой, М.И. Старовой, Н.А. Ря­бовой, Н.В. Фисуновой.

В отечественной педагогической науке проводились сравнительно-педагогические исследования с целью изучения различных аспектов истории и современного состояния профессионального образования в Германии (Н.Е. Воробьев, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Л.В. Образцова, А.И. Пискунов, К.И. Салимова, О.Д. Федотова, Г.Н. Филонов, С.А. Фрумов и др.).

На современном этапе стали востребованными основные направления организации системы профессиональной ориентации в условиях коммерциализации на рынке труда и воспитания конкуренто­способности молодого поколения, которые рассмотрены в трудах зарубежных авторов В. Адама, С. Векслера, М. Вудкока, Н. Гисберса, Л. Кольберга, А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Сьюпера, М. Сакуямы, Р. Синк­ха, В. Франка, Д. Френсиса, Э. Фромма, С. Фукуямы, Я. Шри­хера, Ф. Штрой­тера, Л. Якокка.

Следовательно, как показывает анализ литературы, теоретиче­ская разработка темы профессиональной ориентации в сфере отечественного образования является неполной. Для современного российского образования в условиях профилизации российской школы, наряду с использованием достижений отечественной педагогики в данной области, большое значение имеет осмысление опыта, накопленного зарубежными странами, для того чтобы использовать его в рамках специфики отечественного образования и с целью объединения направлений в развитии единого европей­ского образовательного пространства.

Изучение организации си­стемы профессиональной ориентации в общем среднем образовании Германии представляет научный интерес, что объясняется причинами того, что Германию и Россию связывают длительные, исторически сложившиеся взаимоотношения в разных сферах деятельности – культуре и экономике, политике и образовании; основополагающим принципом при организации школьной образовательной си­стемы Германии является профильное обучение, которое характеризуется основательностью и степенью разработанности как теоретической, так и практической базы; Германия признана ведущим государством по организации профориентационной работы в школах и на предприятиях, профориентационных служб.

Основные проблемы сущности профессиональной ориентации, тенденции ее апробации и адаптации представлены в исследованиях немецких ученых Х. Дибберн (H. Dibbern), Г. Фамулла (G. Famulla), П. Хильд (P. Hild), Р. Кабберт (R. Kabbert), Ф.Й. Кайзер (Kaiser), Й. Мюнх (J. Munch), В. Яйде (W. Jaide), Н. Стеффанс (N. Steffans).

Несмотря на интерес к некоторым аспектам организации профессиональной ориентации в школьном образовании Германии, вне исследовательского внимания остается целостное видение предпосылок, исторического развития и этапов становления данного процесса; не рассмотрены вопросы современного состояния процесса совершенствования и модернизации, тенденции развития профессиональной ориентации в общем среднем образовании в начале XXI в., современные цели, нормативно-правовые основы, что не позволяет системно и целостно исследовать основные тенденции развития профессиональной ориентации в Германии на современном этапе.

Изучение и анализ состояния данной проблемы выявили, что ее актуальность обусловлена противоречиями между:

— необходимостью научного обоснования появления и развития профессиональной ориентации в системе общего среднего образования в Германии, направленного на выявление этапов, предпосылок и закономерностей становления, и недостаточной изученностью инновационных процессов на отдельном этапе;

— важностью изучения и описания современных целей, содержания, нормативно-правовых основ организации профессиональной ориентации в системе общего среднего образования Германии и общим недостатком теоретических обоснований по данному вопросу;

— разработкой в российской науке отдельных аспектов организации профессиональной ориентации в Германии и отсутствием системного теоретического изучения данного процесса на современном этапе;

— необходимостью учета основных зарубежных тенденций при выявлении путей совершенствования организации профессиональной ориентации в системе среднего образования в России и недостаточностью научного обоснования основных тенденций развития профессиональной ориентации в школах Германии как одной из ведущих европейских стран.


stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-studencheskoj-molodezhi-rossii.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-sovremennoj-kulturnoj-politiki.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-vliyanie-gendernoj-socializacii-na-formirovanie-zhiznennih-strategij-zhenshin.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-zdorove-naseleniya-kak-faktor-socialnoj-differenciacii-sovremennogo.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-bednost-i-bogatstvo-v-sovremennom-rossijskom-obshestve-izmeneniya-v-socialnoj.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-dialog-i-paradialog-kak-formi-diskursivnogo-vzaimodejstviya-v-politicheskoj.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-dissertacionnogo-issledovaniya-regionalnaya-sistema-organizacii-institutov.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-funkcionalnaya-transformaciya-instituta-semi-v-sovremennom-rossijskom-obshestve.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-i-istochnikovaya-baza-issledovaniya.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-issledovaniya.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-marinov-mihail-budimirovich.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-spor-fakultetov-i-kanta-bogoslovskogo-s-filosofskim-istoriko-bogoslovskij-analiz.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-studencheskij-politicheskij-protest-v-uralskom-federalnom-okruge-osobennosti-i-perspektivi.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-transformaciya-otnoshenij-duhovno-tvorcheskoj-eliti-i-obshestva-v-usloviyah-sovremennih.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-transformaciya-politicheskogo-povedeniya-rossijskoj-molodezhi-v-usloviyah-krizisa.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-temi-zelenin-aleksej-anatolevich.html
stepen-ostroti-problemi-tehnologii-vzaimodejstviya.html
stepen-razrabotannosti-koncepciya-samosoznaniya-v-filosofskoj-sisteme-g-v-f-gegelya.html
stepen-razrabotannosti-nauchnoj-problemi-setevie-strukturi-obshestva-v-mezhetnicheskih-konfliktah-socialno-filosofskij-analiz.html
stepen-razrabotannosti-problemi-cennostnij-aspekt-processa-modernizacii-sravnenie-cennostej-rossiyan-i-evropejcev.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.