ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Память и забвение: диалектика феноменов

.RU

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Память, будучи пространством, в котором хранятся воспоминания о событиях прошлого, и являясь условием формирования и поддержания индивидуальной и коллективной идентичности, есть неотъемлемый феномен общественной жизни.

Актуальность темы исследования

Степень научной разработанности проблемы

Важно отметить, что интерес к теме памяти значительно возрос в период духовной «реабилитации» после трагических событий Второй мировой войны: их освещение в трудах историков и философов стали поводом к переосмыслению таких традиционных для клинической психологии концептов, как «травма», «прощение», «забвение», «реабилитация» и т.д. и перенесение их в плоскость исторического и философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие исторической памяти подвергается активному обсуждению также в связи с укоренением тезиса о навязывании обществу «картины мира», создающейся, как отмечает исследователь В.В. Лыкова, «путем конструирования «нужных традиций» в официальной памяти общества» (Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида и др.). Возрастание интереса к исследованию проблемы идеологического воздействия на память детерминировано не только сугубо научными, теоретическими предпосылками, но и практикой сознательного конструирования социальной реальности в современных обществах.

В современной России проблематика исторической памяти также обретает все большую остроту. Семидесятилетний период господства советской идеологии и окончательное ее падение в конце XX столетия ставят современного гражданина России лицом к лицу с проблемой самоопределения, а Российское государство – с проблемой поиска национальной идеи, которая способствовала бы как идейной интеграции общества в рамках государства, определяя стратегию его развития, так и представляла бы Российское государство перед лицом мировых держав.

В этом контексте круг проблем, связанных с забвением, также обретает особую важность. Как влияет на «историческое самочувствие» общества, народа, коллектива, индивида ситуация, когда какие-либо события прошлого предаются забвению (сознательному, целенаправленному или, наоборот, неосознанному)? Является ли необходимой установка на воспоминания, в соответствии с которой следует «помнить все», или все же возможно обнаружение ценности процесса забывания?

Проблематика памяти и забвения, их роли и функций в социокультурном пространстве становятся, как мы уже отметили выше, одной из самых актуальных тем современного социально-философского дискурса.

Вопрос о роли памяти и забвения в жизни человека интересовал уже античных философов, а впоследствии и средневековых богословов. Платон связывал феномен памяти с проблемой истинного знания: истинное знание, считал философ, есть не что иное, как воспоминание бессмертной души; Аристотель определяет память как образ, отражение предмета. Августин понимал память как основу непрерывности жизни человека, постоянное присутствие памяти (даже при условии забывчивости) – необходимое условие существования. Далее, обращение к теме памяти мы находим в трудах И. Канта, Г.В. Гегеля, В. Дильтея, А. Бергсона и др.

Непосредственным фокусом научного интереса феномены памяти и забвения становятся в XX веке. Однако следует отметить отсутствие специальных научных работ, посвященных комплексному изучению феноменов памяти и забвения.

Представляется возможным выделение нескольких теоретических традиций в исследовании проблематики памяти и забвения.

Так, культурно-антропологический подход к изучению феноменов памяти и забвения представлен в работах российских исследователей В.Г. Безрогова, В.В. Бычкова, Л. Гудкова, П.С. Гуревича, Н.Н. Козловой, Е.Г. Трубиной и др. В рамках данного подхода осуществляется анализ значения диалектики памяти и забвения в формировании индивидуальной и коллективной идентичности.

Аксиологический подход, в рамках которого память рассматривается как хранительница ценностей и смыслов культуры, представлен в исследованиях таких отечественных мыслителей, как М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.И. Плотников, Э.Ю. Соловьев, Н.К. Эйнгорн и др. В исследованиях российских философов М.М. Бахтина и В.С. Библера феномен памяти раскрывается с нравственной, этической стороны, память проявляет себя в пространстве диалога различных традиций и культур.

Исследователи Ф.А. Йейтс и П.А. Хаттон посвятили свои труды изучению искусства памяти (ars memoria), т.е. способам, механизмам сохранения и трансляции традиций культуры, Х. Вайнрих - искусству забывания (ars oblivionis).

Особо значимой для исследования проблем памяти и забвения представляется группа работ, в которых реализуются феноменологический и герменевтический подходы: Э. Гуссерль связывает проблемы памяти и сознания; М. Мерло-Понти вводит проблематику «памяти» и «забвения» в контекст отношения «Я-Другой»; П. Рикер, осуществляет феноменолого-герменевтическое осмысление памяти, истории и забвения, посредством таких понятий, как «нарратив», «репрезентация», «травма».

Социологический подход к исследованию проблем памяти и забвения представлен работами Э. Дюркгейма, М. Хальбвакса, П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца. В рамках данного подхода подчеркивается конструктивный (не воспроизводящий, а конструируемый) характер прошлого, сохраняемого коллективной памятью. Я. Ассман и А. Ассман рассматривают память как культурный феномен, определяющий непрерывность культурных традиций. Исследователи выделяют культурную и коммуникативную памяти как формы взаимодействия с прошлым. Французский исследователь М. Хальбвакс впервые вводит понятие «коллективной памяти», подчеркивая социальную обусловленность памяти и наличие социальных рамок памяти индивидуальной. Из современных социологических исследований, продолжающих указанную традицию, следует отметить работы Х. Вельцера, К. Уайкема, Дж. Фентресса, М. Ферретти, Б. Шлинка.

Обращение к концептам «травмы» и «вины» в рамках исследования феноменов памяти и забвения обусловливает особую значимость для нашей диссертационной работы психоаналитической традиции исследования диалектики памяти и забвения. Классический психоанализ З.Фрейда «реабилитирует» значимость забвения; Ф.Р. Анкерсмит и П. Рикер исследуют формы забвения, присутствующие в истории, и их влияние на историческое исследование и на общество в целом концепции; Т. Адорно, вводит понятия «комплекс вины», «проработка прошлого» и др.

Внимание к проблеме манипулирования памятью и забвением побудило автора данной диссертационной работы обратиться трудам М. Фуко, исследующего соотношение власти и истории в рамках дискурсивных практик, вводящего понятия «памяти-архива» и «контр-памяти» и П. Рикера, который также уделяет большое внимание вопросам вмешательства власти в исторический дискурс, методам и последствиям подобного вмешательства.

Французский историк П. Нора обращается к проблеме «бума коммеморации», утверждая, что национальное сообщество может существовать продуктивно лишь при условии «здоровой» памяти.

Феномен социальной памяти в современной России, получили свое освещение в трудах С.Е. Вершинина, Г.Е. Зборовского, А.А. Кара-Мурзы, И.С. Кона, А. Левинсона, О. Никоновой, Н.Л. Пушкаревой, Ж.Т. Тощенко и др.

Итак, в процессе исследования, представленного в данной диссертационной работе, важную роль сыграли представления о феноменах памяти и забвения, разработанные в трудах таких авторитетных зарубежных историков и философов, как П. Рикер, Ф. Р. Анкерсмит, Я. Ассман, М. Хальбвакс, П. Х. Хаттон, П. Нора. В трудах этих исследователей проанализированы ключевые аспекты проблемы диалектики памяти и забвения: различные подходы к исследованию соотношения феноменов, подробно рассмотрена социально-культурная значимость диалектики памяти и забвения.

Среди отечественных авторов, к трудам которых мы обращались, следует особенно выделить работы А. Левинсона, Г. И. Зверевой, Л. П. Репиной, В. Г. Безрогова, а также историков И. М. Савельевой и А. Полетаева, в которых проанализированы различные трактовки понятий памяти и забвения, рассмотрен эвристический потенциал этих понятий в историческом, социально-гуманитарном знании.

Кроме того, в данной диссертационной работе мы прибегли к анализу социологических исследований, опросов, которые непосредственно связаны с темой диссертационной работы: данные социологического исследования «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. в исторической памяти народа (к 60-летию победы), проведенного СЦ РАГС при Президенте РФ, данные исследований Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Несмотря на наличие работ, посвященных исследуемой проблематике, остаются недостаточно разработанными такие социально-философские аспекты проблемы, как роль забвения в формировании коллективной идентичности, идеологическая детерминация коллективной памяти и забвения в условиях глобализации. Наше диссертационное исследование представляет собой попытку философской экспликации обозначенных вопросов. Объектом диссертационного исследования являются феномены памяти и забвения. Предметом исследования выступает диалектическая взаимосвязь феноменов памяти и забвения как одной из форм отношения человека и общества к историческому прошлому в условиях современного глобализирующегося общества.


stepen-izuchennosti-temi-lyubitelskaya-fotografiya-v-gorodskoj-kulture-rossii-konca-hh-v.html
stepen-izuchennosti-temi-s-a-gedeonov-i-ego-koncepciya-nachalnoj-istorii-rusi.html
stepen-izuchennosti-temi-sovetskaya-zhurnalnaya-periodika-1930-h-gg-kak-istochnik-po-istorii-formirovaniya-detskogo.html
stepen-izuchennosti-temi-svadebnij-obryad-tatar-bashkortostana-sohranenie-tradicij-v-usloviyah-transformacii-obshestva.html
stepen-izuchennosti-temi-vuzovskaya-intelligenciya-chelyabinskoj-oblasti-v-godi-perestrojki.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-aktualnost-temi-issledovaniya.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-antiekstremistskaya-deyatelnost-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-mestnogo.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-dinamika-zhiznennih-pozicij-molodezhi-v-kontekste-sociokulturnoj-adaptacii.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-diskurs-budushego-v-russkoj-sociokulturnoj-utopii.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-dolgosrochnie-tendencii-modi-v-kontekste-sociokulturnih-izmenenij.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-etnicheskaya-kartina-mira-tuvincev-v-istoricheskom-kontekste-ih-socialnoj-realnosti.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-fenomenologiya-pravovoj-zhizni-metodologiya-i-socialno-filosofskij-aspekt-issledovaniya.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-filosofskie-problemi-virtualnoj-realnosti-istoriko-filosofskij-analiz-specialnostyam.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-filosofskij-analiz-konflikta-estestvennonauchnih-i-ezotericheskih-koncepcij-hh-xxi-vv.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-globalizaciya-kak-sociokulturnaya-transformaciya-institucionalnaya-perspektiva.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-gumanizm-kak-regulyativnij-princip-deyatelnosti-socialno-gumanitarnih.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-institucialnij-aspekt-socializacii-i-adaptacii-sirot-na-materialah-tomskoj-oblasti.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-institucionalnie-aspekti-professionalizacii-socialnoj-raboti.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-intellektualnaya-migraciya-malogo-rossijskogo-goroda.html
stepen-nauchnoj-razrabotannosti-problemi-islamskij-radikalizm-kak-faktor-destabilizacii-mirovoj-politicheskoj-situacii.html

Степень научной разработанности проблемы

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.