ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Маринов Михаил Будимирович

.RU

Актуальность темы исследования.

Известный американский исследователь Э. Тоффлер характеризует новые стратегические тенденции в современном обществе следующим образом: «Новая цивилизация несет с собой новые семейные отношения, иные способы работать, любить и жить, новую экономику, новые конфликты. Кусочки новой цивилизации существуют уже сейчас. Миллионы людей уже настраивают свою жизнь в соответствии с ритмами завтрашнего дня»1.

Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме социально-философского анализа стратегии жизни личности в современном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в нем изменений, а следовательно, и стратегических установок, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек. Характер изменений, происходящих в современном обществе, например, в интерпретации Д. Белла, выглядит как переход от производства вещей к производству услуг2. Ученый называет такое общество постиндустриальным обществом, в котором разворачивается информационная рево­люция3. Другие исследователи дают ему следующие названия: «посткапиталистическое общество», «глобализирующееся общество», «информационное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна», «общество риска», «индивидуализированное общество»4, и список этот можно продолжать дальше. Однако перечисленные характеристики современного общества не являются синонимами, это его отдельные грани, характеризующие проявление его специфических свойств, которые существуют в этом обществе одновременно.

С точки зрения стратегического подхода к жизни личности, повышенный интерес представляет процесс индивидуализации, который в наибольшей степени затрагивает интересы отдельного человека. Известный исследователь П. Штомпка вот что пишет по этому поводу: «Не то, к кому я принадлежу, а то, что я сам делаю, определяет то, кто я есть на самом деле»5. Индивидуализация – это новая социальная реальность, в которой перестают совпадать функциональные параметры существующих социальных структур и траектории человеческой жизни. Человек, оставаясь жить в обществе, коренным образом меняет конфигурацию социальных взаимодействий, что ведет к нарастанию рисков. Поэтому социально-философская рефлексия стратегии жизни личности в новых, ранее не встречавшихся социальных условиях представляет неоспоримый научно-теоретический и практический познавательный интерес.

Актуальность теоретического социально-философского осмысления проблемы стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе обусловлена еще одной особенностью. Адаптация к современности значительно отличается от ее предшествующих форм. В условиях индивидуализации человек теперь создает не только новые предметы, но и новые социальные отношения, в которых он постоянно находится. Мало того, современный человек постоянно пребывает внутри инновационных проектов, адаптируясь не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое он создает сам. Поэтому особенностью нового индивидуализированного мира становится переход к самостоятельному проектированию бытия отдельного человека. И для этого есть все основания, ведь индивидуализация, освобождая человека от социальной предзаданности, дает ему новые большие возможности самостоятельно строить свою жизнь. Она открывает перед ним новые пути самореализации и новые конфигурации социальных отношений, каких не могли представить себе предыдущие поколения, но в то же время, индивидуализация ведет к увеличению степени социальной неопределенности и росту количества рисков.

Социальная актуальность данной темы исследования связана с тем, что индивидуализация сегодня перестала быть чисто теоретической проблемой, она приобретает глобальный характер, и современное российское общество тоже испытывает на себе ее влияние. Данные исследования, проведенного сотрудниками Института социологии РАН под руководством М.К. Горшкова еще в 2006 г., уже позволяют характеризовать российский городской социум как общество с довольно рельефно выраженной индивидуалистической тенденцией, в котором культивирование индивидуальности представляет собой не чисто поколенческую, а интегральную ценность, связанную, в первую очередь, с уровнем образования и профессиональным статусом. В социокультурной среде среднего класса соответствующая установка выражена сильнее, чем по выборке в целом. На основе чего сделан вывод, что в современном российском городском социуме в целом уже заложена достаточно прочная и широкая база индивидуализации6.

Индивидуализация в современном обществе уже не связана с конкретными социальными слоями или регионами, независимо от места проживания или социального положения, ее следствием является утрата уверенности человека в своем статусе, в правилах поведения и в доступности средств к существованию. С индивидуализацией приходит чувство неопределенности, что приводит к снижению уровня безопасности как для отдельного человека, так и его социального окружения. В связи с этим как никогда актуально и остро встает вопрос о механизмах и формах выстраивания стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе, с одной стороны, направленной на сохранение жизненных позиций личности в условиях усиливающейся социальной неопределенности, а с другой – нацеленной на ее дальнейшее развитие в условиях динамической социальной реальности. Фундаментальным фактором решения этой проблемы выступают социально-философские подходы, включающие анализ и осмысление характера стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе. Противоречия, возникающие в этом процессе, и составляют основу социальной проблемы.

Учитывая вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод, что проблема стратегии жизни личности при нарастании тенденций индивидуализации в современном обществе как в теоретическом, так и в практическом плане приобретает все бόльшую актуальность.


statya-342-osobennosti-primeneniya-uproshennoj-sistemi-nalogooblozheniya-individualnimi-predprinimatelyami-na-osnove-patenta.html
statya-3421-nk-rf-s-kommentariem-2018-poslednie-izmeneniya-i-popravki-sudebnaya-praktika.html
statya-3445-nk-rf-2018-poryadok-i-usloviya-nachala-i-prekrasheniya-primeneniya-patentnoj-sistemi-nalogooblozheniya.html
statya-37-prekrashenie-dejstviya-razresheniya.html
statya-49-izmenenie-osnovaniya-ili-predmeta-iska-izmenenie-razmera-iskovih-trebovanij-otkaz-ot-iska-priznanie-iska-mirovoe-soglashenie-arbitrazhnij-processualnij-kodeks-apk-rf.html
statya-5-ravenstvo-i-nediskriminaciya-organizaciya-obedinennih-nacij.html
statya-5-vozniknovenie-obrazovatelnih-otnoshenij-s-izmeneniyami-provereno-0702018-zakon-ob-obrazovanii-zakoni-rossijskoj-federacii-dogovor-yuristru.html
statya-50-nalogovie-dohodi-federalnogo-byudzheta-s-kommentariyami-byudzhetnij-kodeks-rossijskoj-federacii-bk-rf.html
statya-7-deti-invalidi-organizaciya-obedinennih-nacij.html
statya-7-sroki-provedeniya-individualnoj-profilakticheskoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-organizaciya.html
statya-71-sbornik-metodicheskih-materialov-dlya-deputata-predstavitelnogo-organa-municipalnogo-obrazovaniya.html
statya-7obekti-razreshitelnoj-deyatelnosti.html
statya-8-zashita-ot-vozdejstviya-tabachnogo-dima.html
statya-9-dostupnost-organizaciya-obedinennih-nacij.html
statya-9-garantii-ispolneniya-nastoyashego-federalnogo-zakona-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-organizaciya.html
statya-9-pravo-polzovaniya-vodnimi-obektami.html
statya-9vidi-razreshitelnoj-deyatelnosti-i-razreshitelnih-dokumentov.html
statya-d-chizhevskogo-platon-v-rossii.html
statya-iz-sbornika-problemi-obrazovaniya-i-razvitiya-lichnosti-uchashihsya-sb-nauch-tr.html
statya-izhevskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-stal-blizhe-k-evrope-izvestiya-udmurtskoj-respubliki.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.