Общая характеристика работы - Лингвистический поворот и его роль в трансформации европейского самосознания ХХ века

.RU

Общая характеристика работы

Проблема, оказавшаяся в фокусе нашего внимания, вероятно, еще не может претендовать на адекватное своим масштабам осмысление в силу того, что нам подчас не хватает той исторической дистанции, которая для этого необходима. То, что в XX веке получило название Лингвистического поворота, простирается от сциентизации языка средствами логики, получившей хождение в рамках философии анализа, от структурной лингвистики де Соссюра к лингвистическим интуициям Гуссерля, онтологизации языковой парадигмы Хайдеггером, структурализму и герменевтике, семиотике, кибернетике, модальной логике.

Актуальность исследования

По пути самопознания современного общества.

Если вся совокупность этих дисциплин и поддается некой тематизации, то сделать это возможно лишь на основании понимания языка в качестве смыслового поля, образованного множеством центробежных сил, составляющих в своей целокупности то, что принято называть Лингвистическим поворотом как концептуальной трансформацией философской парадигматики, приведшего к изменениям в культуре и самосознании европейцев.

Актуальность исследования коренится в имманентных самому предмету неисчерпаемых возможностях его интерпретации, не только позволяющих, но и требующих периодического возвращения к языковой и социальной проблематике лингвистического поворота с целью осмысления события в новой точке временного континуума, а, следовательно, и обогащения применяемых к нему герменевтических процедур. По значимости своих притязаний и полученных результатов лингвистический поворот сравним с такими революционными прорывами в истории европейской мысли как картезианский поворот Нового времени в его философском приложении и коперниканский поворот в науке. Так же как и лингвистический поворот, последние вызвали глубокие трансформации всего спектра бытия европейского человечества, а, следовательно, и его самосознания. Тем самым эксплицировать его значимость не представляется даже необходимым. Вопрос в другом: диссертанту представляется важным эксплицировать сам факт «явленности» явления как некоего центра бифуркации устоявшейся системы существующих парадигматических установок европейского сознания и культуры. Подобный интеллектуальный взрыв имеет своим следствием неуправляемую цепную реакцию со шлейфом расходящихся следствий, что имело место и в рассматриваемом в работе новом духовном событии: философия, история, политические и социальные науки ассимилировали и развили новейшие достижения, полученные в результате лингвистической революции.

Благодаря усилиям и достижениям мыслителей времени ХХ века современная картина мира в принципе приводится к языковой. Номинализм, возобладавший над реалистскими, универсалистскими проектами, релятивизм, оттеснивший догматические системы «эпохи модернити» (и более ранние), и, наконец, современный эмпиризм, изменивший наше представление о рациональности, породили особую социально-философскую установку исследователей социума и культуры. Разнообразные «практики и техники» были поставлены на место системообразующих принципов (экономический или технологический детерминизм, психологизм, логицизм); прагматика возобладала над семантикой, то есть «событие над структурой». Сложилось убеждение, в своей основе кантианское, но неклассическое, что исследование общественных феноменов не в состоянии «пробиться к сущности» сквозь экран культуры, центральным феноменом которой является язык. Объект, как его понимает классическая философия, стал недостижим для абсолютного и «объективного» знания о нем. Классический субъект сменился интерпретатором культуры, и интерпретация (а это лингвистическая операция) стала общепринятым методом познания в гуманитарной сфере. В условиях такого методологического плюрализма эффективность коммуникации ставится под угрозу, познание распадается на индивидуальные «понимания», мнения, позиции, убеждения, и искренность ученого заменяет истинность знания.

В этих социальных условиях для восстановления взаимопонимания ученых, коммуникации вообще, как полагает автор диссертации, необходимо выделить некие объединяющие принципы, и они по своей природе будут гносеологическими. В противном случае плюрализм станет таким же тормозом на пути познания, как и догматизм, а место картезианского Cogito займет и уже занял постмодернистский самопорождающий дискурс.

Как прагматика, отказавшаяся от абстрактной высоты семантики и ее информационной силы, превращается в набор сведений, лишь регистрирующих эмпирические факты, так и социальная философия, лишенная объяснительной силы теории познания, теряет высоту и опускается на уровень конкретной науки: теории культуры, теории искусства, социологии и т.д.

Поэтому в данной диссертации постоянно идет обращение к приемам классической и неклассической гносеологии ради более глубокого понимания источников и механизмов социокультурных изменений, происходящих в самосознании европейцев в течение ХХ века. Обращение к теоретико-познавательным способам получения и организации знаний об обществе позволит продвинуться по пути самопознания современного общества.


statya-219-pravo-rabotnika-na-trud-otvechayushij-trebovaniyam-bezopasnosti-i-gigieni.html
statya-219-pravo-rabotnika-na-trud-v-usloviyah-otvechayushih-trebovaniyam-ohrani-truda-trudovoj-kodeks.html
statya-219-tk-rf-pravo-rabotnika-na-trud-v-usloviyah-otvechayushih-trebovaniyam-ohrani-truda.html
statya-219-tk-rf-s-kommentariyami-st-219-tk-rf-pravo-rabotnika-na-trud-v-usloviyah-otvechayushih-trebovaniyam-ohrani-truda.html
statya-219-tk-trudovogo-kodeksa-rf-pravo-rabotnika-na-trud-otvechayushij-trebovaniyam-bezopasnosti-i-gigieni-trudovoj-kodeks-rf-tk-rf.html
statya-22-neprikosnovennost-chastnoj-zhizni.html
statya-220-pererabotka-grazhdanskij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
statya-23-uvazhenie-doma-i-semi-organizaciya-obedinennih-nacij.html
statya-24-obrazovanie-metodicheskoe-posobie-dlya-obucheniya-instruktirovaniya-sotrudnikov-uchrezhdenij-mse-i-drugih.html
statya-24-obrazovanie-organizaciya-obedinennih-nacij.html
statya-25-zdorove-organizaciya-obedinennih-nacij.html
statya-250-gk-rf-preimushestvennoe-pravo-pokupki-russia-kak-russia-russia-kak-russia.html
statya-250-preimushestvennoe-pravo-pokupki-s-izmeneniyami-provereno-0702018-gk-rf-ch-1-kodeksi-rossijskoj-federacii-dogovor-yuristru.html
statya-27-koap-rf-narushenie-zakonodatelstva-o-trude-i-ob-ohrane-truda.html
statya-27-trud-i-zanyatost-organizaciya-obedinennih-nacij.html
statya-29-uchastie-v-politicheskoj-i-obshestvennoj-zhizni.html
statya-3-konvencii-vidacha-na-pitki-seminar-standarti-prav-cheloveka-garantirovannie-st-5-ekpch-30-oktyabrya-2010.html
statya-3-obshie-principi-metodicheskoe-posobie-dlya-obucheniya-instruktirovaniya-sotrudnikov-uchrezhdenij-mse-i-drugih.html
statya-3-priznanie-razreshenij-vidannih-upolnomochennimi-organami-inostrannih-gosudarstv.html
statya-32-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-organizaciya-obedinennih-nacij.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.