ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи

.RU

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Социальная идентификация

В 1990-е гг. идентичность граждан в российском обществе находилась в состоянии кризиса, менялись базовые представления в ее структуре, снижалось ее значение в сравнении с региональной и этнической идентичностями. Большинство людей работоспособного возраста в России пережило изменения очертаний границ государства, смену общественных отношений, изменение представлений о месте государства в мировом сообществе. Какова новая идентичность людей в Российской Федерации? От того, кем себя чувствуют россияне - уверенными гражданами достойного государства в мировом сообществе или маргиналами, людьми, ответственными за свое отечество, готовыми воспринимать изменения рыночной экономики или остающимися в лоне патерналистских ценностей, зависит оценка состояние общества и самими россиянами, и специалистами за рубежом, прогнозирующими развитие партнерских отношений с нашей страной.

Актуальность темы исследования.

Этническая идентичность

Состояние государственно-гражданской идентичности – не только призма, через которую рассматривают общество, но и важный фактор мобилизации людей, их солидаризации. Именно поэтому в последнее время институты государственной власти, так же как и лидеры политических направлений, озабочены формированием устойчивой идентичности с ценностями, в которых они заинтересованы. Идентичность россиян остается полем дискуссий общественных сил.

Степень научной разработанности проблемы.

Государственно-гражданская идентичность

Сложность изучения государственно-гражданской идентичности связана с тем, что современный официальный дискурс, транслируемый властью, функционирует одновременно с дискурсом оппозиционных идеологов. Важно выявить, насколько тот и другой дискурс являются отражением конструкций в сознании молодежи, и насколько он сам формирует массовые представления в государственно-гражданской идентичности студенчества.

Объектом исследования

Социальными представлениями

Молодежь, в том числе студенчество ВУЗов и факультетов социально-гуманитарного профиля, является той группой, изучение которой позволяет с известной корректировкой строить прогнозы состояния общественного сознания. Выявить реальные тренды в государственно-гражданской и этнической идентичности студенческой молодежи важно не только потому, что по ним можно судить о тенденциях в содержании идентичностей, но и потому, что сами они будут в дальнейшем участвовать в формировании самосознания будущего поколения. Все это определяет актуальность темы диссертации. Степень научной разработанности проблемы. Исследование идентичности – личностной и социальной – ее содержания, механизмов формирования, функций привлекало ученых различных дисциплин - психологов, социологов, философов, антропологов.

Предмет исследования

В классической социологии (М. Вебер Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, К. Маркс), проблема отношения общества и индивида рассматривалась в контексте объективных и всеобщих закономерностей развития общества. В соответствии с этим индивид – продукт изменяющихся отношений между людьми, его идентичность задается системой социально-экономических отношений, нормами культуры, доминирующими ценностями.

Цель исследования

Проблемы идентичности рассматривались в рамках символического интеракционизма Дж.Г. Мидом, Ч.Х. Кули1, а также в рамках психоаналитической традиции: формирование индивидуальной, личностной идентичности рассматривали З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К.-Г. Юнг2, в их работах затрагивались и проблемы идентичности молодых людей.

Концепция социальной идентичности оформилась в рамках когнитивной психологии. Для нашей темы особое значение имеют труды Х. Беккера, Дж. Дэвиса, С. Московичи, П. Приза, Дж. Тернера, Р. Тернера, Т. Триандиса, Г. Тэжфела, Э. Эриксона3, согласно подходу которых идентичность определяется посредством логических операций сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых параметров. Также в контекстуальное рассмотрение в диссертационном исследовании включены ролевой принцип и значение идеологии.

В рамках символического интеракционизма и феноменологии проблема идентичности разрабатывалась П. Бергером, Г. Гарфинкелем, И. Гофманом, Т. Лукманом, А. Щюцем4, внимание которых было обращено на механизмы формирования социальной идентичности в процессах межличностного взаимодействия в повседневной практике.

Теоретико-методологические основы исследования

Человек как активный субъект собственной жизнедеятельности – предмет рассмотрения проблем социальной идентичности в теориях П. Бурдье, Э. Гидденса5. Проблематика идентичности является одной из центральных в теориях постмодерна (З. Бауман, У. Бек, И. Валлерстайн, Д. Келлнер, Дж. Фридман, Э. Хобсбаум6 и др.).

Эмпирическую базу

В отечественной науке соотношение индивидуального и социального рассматривались в рамках культурно-исторического направления социальной психологии Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым7. В работах В.С. Агеева, Г.М. Андреевой, Д.В. Ольшанского, П.Н. Шихирева, Г.Г. Дилигенского8 большое внимание уделялось социальной и социально-культурной обусловленности социальной идентичности.

Безусловно, для данного исследования важна концептуализация идентичностей В.А. Ядовым9 и разработка методологии и методики изучения идентичностей его коллегами – Т.С. Барановой, Е.Н. Даниловой, О.Н. Дудченко, С.Г. Климовой, Т.З. Козловой, А.В. Мытиль10. В исследовании культурно-исторических тенденций формирования социальной идентичности большую роль играли работы И.С. Кона11. Исследования Ю.Л. Качанова, Н.А. Шматко12 внесли вклад в изучение идентичности с использованием теории символического капитала.

Специальные исследования, посвященные соотношению государственно-гражданской и этнической идентичностей осуществлены Л.М. Дробижевой, С.В. Рыжовой, Г.У. Солдатовой13. В последние годы к этим проблемам обращались А.Г. Здравомыслов, М.Ф. Черныш14. Психологические подходы к изучению этнической идентичности представлены в работах Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко15 и др.

Положений, выносимых на защиту:

В связи с темой исследования имеют значение отечественные исследования по проблемам молодежи, которые начались со второй половины 1960-х гг. В 1991 г. при Институте Социологии АН СССР был создан Центр социологии молодежи (рук. В.И. Чупров16), ведущий работу над теоретическими и прикладными проблемами социологии молодежи.

Апробация положений диссертационного исследования

В настоящее время исследованиями проблем социокультурной детерминации процесса воспитания и формирования ценностных ориентаций молодежи занимаются такие ученые, как В. С. Боровик, А.Э. Воскобойников, Ю.Д. Железнов, Ю.А. Зубок, Н.С. Кожеурова, Л.А. Микешина, К.Т. Мяло, С.Г. Спасибенко и др. Идентичность современной молодежи рассматривается через процесс социализации, в частности, П.И. Бабочкиным, Ю.Г. Волковым, Г.П. Выжлецовым, О.И. Даниленко, С.П. Иваненковым, И.М. Ильинским, О.Д. Маслобоевой, Л.Ф. Новицкой, Г.Г. Силласте, А.К. Уледовым17 и др.

Теоретическая и практическая значимость

Сочетания разных идентичностей многовариантны, и разработка проблем сочетания государственно-гражданской и этнической идентичностей еще только началась.

Структура диссертации.

В диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

- проанализировать теоретические подходы к изучению феномена государственно-гражданской идентичности;

- выявить ситуации, при которых государственно-гражданская идентичность совместима с этнической;

- проанализировать основные дискурсы официальной государственно-гражданской идентичности и национал-патриотического и демократического дискурсов – для выявления основных идеологем, формирующих в настоящее время государственно-гражданскую идентичность молодежи;

Теоретико-методологические основания изучения государственно-гражданской и этнической идентичностей»

- исследовать основные представления студентов в структуре государственно-гражданской и этнической идентичностей на базе авторского эмпирического исследования;

- для исследования государственно-гражданской идентичности наиболее адекватен конструктивистский подход;

- официальный дискурс государственно-гражданской идентичности, удерживая демократические ценности, трансформируется в сторону умеренных национал-патриотических идеологем;

- исследуемая нами группа (студенты-гуманитарии Москвы) воспринимает идеологию, транслируемую в официальном дискурсе, более динамично, чем другие слои населения;

- государственно-гражданская идентичность студентов может совмещаться с основной конкурирующей идентичностью – этнической, но может быть и несбалансированной. И та, и другая идентичности в гиперболизированном виде способны быть конфронтационными. Теоретико-методологические основы исследования

Основным методологическим подходом нашего исследования для изучения идентичности является концепция социального конструирования реальности (П. Бергер, Т. Лукман).

Идеологический уровень идентичности изучался с ориентацией на конструктивистский подход (в том смысле, в каком он понимается в этносоциологии), в соответствии с которым ключевую роль в мобилизации группы на коллективные действия во имя политических, социальных целей играют лидеры, формирующие основные идеи (идеологемы) (Б. Андерсон, П. Бурдье, Э. Геллнер, В.А. Тишков, Э. Хобсбаум). Средства массовой информации и институты образования транслируют эти идеи в массовое общественное сознание, в результате чего конструируются идентичности.

Представления на личностном, групповом уровне мы анализируем с помощью социально-психологического подхода (Г.М. Андреева, Ф. Барт, С. Московичи, Г.У. Солдатова, Дж. Тернер, Г. Тэжфел) и феноменологического (А. Шюц) - через понимание реальности индивидами на основе их обыденного знания.

В работе использовались также разработки в области методологии социологического исследования (Г.С. Батыгин, И.Ф. Девятко, В.А. Ядов), в области истории социологии (А.Б. Гофман, Ю.Н. Давыдов, Л.Ю.Мещерякова, Н.П. Нарбут, Д.Г. Подвойский и др.), политической психологии (Г.Г. Дилигенский, А. Маслоу, Н.П. Медведев), этнической социологии (Л.М. Дробижева, С.В. Рыжова), методики анализа эмпирической информации (М.В. Йоргенсен, С. Квале, Е.Ю. Мещеркина, В.В. Семенова, Г.Г. Татарова, Ю.Н. Толстова, Л.В. Филлипс, В.А. Ядов и др.), социологии культуры (Л.Г. Ионин, И.И. Квасова).

Исходя из теоретико-методологических оснований приведенных концепций, были сформулированы следующие базовые понятия диссертационного исследования. Социальная идентификация, в том числе государственно-гражданская, этническая – процесс самоотождествления индивидов с групповыми образованиями, основанный на их выделении в пространстве социальных взаимосвязей. Идентичность – результат процесса идентификации. Мы исходим из возможности множественной идентификации личности, одним из вариантов которой является совмещение государственно-гражданской и этнической идентичности.

Под социальными представлениями в диссертационном исследовании понимаются комплексы понятий, утверждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Это знания «здравого смысла», содержание, функции и воспроизводство его социально обусловлены.

При определении дискурса мы исходим из теории дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф: дискурс формирует социальный мир с помощью значений. Различные дискурсы, каждый из которых представляет собой способ общения и понимания социального мира, вовлечены в постоянную борьбу за достижение превосходства в том, чтобы зафиксировать свое значение в языке.20

Социологическое исследование идентичности и межэтнических установок студентов проводилось методами формализованного анкетного опроса; полуструктурированного глубинного интервью; дискурс-анализа официальных документов, печатных и электронных СМИ; вторичного анализа данных социологических исследований, касающихся данной проблемы. Эмпирическую базу составили следующие исследования, в которых принимал участие автор:

- исследование государственно-гражданской, этнической идентичностей и межэтнических установок студентов ВУЗов Москвы (РУДН, ГУ ВШЭ, ГУГН, АПУ) в рамках среднесрочной городской программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)». Опрос проводился в апреле – октябре 2006 г. Всего по анкете опрошено 155 студентов разных ВУЗов. Исследование базируется на квотном отборе респондентов. Критериями отбора были: обучение на факультетах социально-гуманитарного направления московских ВУЗов; возраст 21-22 года, то есть обучение на 4-м курсе по двухступенчатой системе образования. Кроме того, по методу полуструктурированного глубинного интервью были проведены интервью с 17 студентами;

- опрос основных этнических групп Москвы по Проекту «Москвичи – столичные жители» под рук. Ю. В. Арутюняна, 2004-2005 гг., всего было опрошено 3000 тыс. чел. Выборка квотная, в подгруппе русских было опрошено 660 человек, использовался метод телефонного опроса;

- Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ (RLMS)), проводимый Институтом социологии РАН, исследовательским Центром «Демоскоп», Институтом питания РАМН и Университетом Северной Каролины (США). Руководители с российской стороны – П.М. Козырева, М.С. Косолапов. Данные по идентичности в этом опросе получены по заказу Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН. Было опрошено 4 тыс. домохозяйств в 38 регионах России.

Были также использованы:

- данные общероссийских репрезентативных опросов Фонда «Общественное мнение» (http://www.fom.ru/), Левада-Центра («Мониторинг общественного мнения», «Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии»), ВЦИОМ (http://www.wciom.ru/).

- тексты выступлений Президента РФ В. В. Путина (источник - официальный сайт Президента РФ www.kremlin.ru).

- тексты выступлений, публикации идеологов национал-патриотического направления: статьи А. Проханова в газете «Завтра (газета национал-патриотического направления, выходит с 1993 г., гл. ред. А. Проханов)»; статьи и выступления А. Дугина, официальные документы Международного Евразийского движения под рук. А. Дугина (источники - философский портал Арктогея, http://arcto.ru/, сайт международного Евразийского движения, http://evrazia.info); статьи А. Савельева (источник - http://www.savelev.ru/)

- статьи идеологов либерально-демократического направления (источники – официальные сайты Г. Явлинского (http://www.yavlinsky.ru/), Е. Гайдара (http://www.gaidar.org/), И. Хакамады (http://www.hakamada.ru/), В. Рыжкова (http://www.ryzkov.ru/); их выступления в СМИ, в частности в эфире радио «Эхо Москвы» (http://www.echo.msk.ru). Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: - рассмотрены теоретические подходы к изучению идентичности в мировой социологии, выявлена возможность их применения к изучению российской государственно-гражданской идентичности;

- проанализирована трансформация идентичности в официальном дискурсе в пост-кризисный период развития российского общества и в сознании московского студенчества.

- получен вывод о том, что государственно-гражданская и этническая идентичности в сознании московской студенческой молодежи в современных условиях совмещаются и взаимно дополняют друг друга;

- показана эффективность соединения анализа дискурса, формирующего идентичность, и идентичности в повседневных представлениях на примере московских студентов.

Новизна заключается также в доказательстве следующих положений, выносимых на защиту:

1. Государственная идентичность в официальном дискурсе и массовых представлениях в начале XXI в. имела тренд трансформации в государственно-гражданскую идентичность.

2. В официальной идеологии, формирующей государственно-гражданскую идентичность в начале XXI в., доминируют идеологемы сильного государства, державности, безопасности при сохранении идеологем благополучия граждан, достойного места в мире, ориентаций на европейские ценности, соединяющие в себе либерально-демократические и национал-патриотические идеи.

3. Государственно-гражданская и этническая идентичности (потенциально конкурирующие) на данный момент в сознании студентов не противоречат, а взаимодополняют друг друга.

4. Содержание государственно-гражданской идентичности в официальном дискурсе в основном соответствует массовым общественным представлениям россиян. У студентов-гуманитариев это проявляется наиболее очевидно в сравнении с общероссийскими данными.

5. Представления студентов в сравнении с массовыми настроениями выглядят более открытыми и позитивными: образ врага, потребность в безопасности, ориентация на прошлое как объединяющие идеи востребованы ими в несколько меньшей степени.

6. Межэтнические установки московских студентов, обучающихся по социально-гуманитарным направлениям, относительно более благоприятны в сравнении с установками россиян в целом и, в частности, москвичей. Причинами негативных установок, свойственных части студентов, являются как постоянный фактор – ощущение культурной дистанции, так и ситуативный – ощущение социальной конкуренции.

7. Для изучения государственно-гражданской идентичности эффективным является соединение анализа дискурса, формирующего идентичность, и социальных представлений групп.

Основные положения диссертационного исследования представлены в публикациях автора, а также в виде докладов, подготовленных для научно-практической конференции аспирантов Института социологии РАН «Молодые социологи о трансформациях в России» (сентябрь 2005 г.); семинара в рамках школы молодых ученых «Comparative Political Theory»: «Nationalism» (Екатеринбург, май 2006 г.); Второй научно-практической конференции аспирантов Института социологии РАН «Россия в современном мире: проблемы, тенденции, перспективы развития» (Звенигород, сентябрь 2006 г.); семинара в рамках школы молодых ученых «Comparative Political Theory» (Екатеринбург, ноябрь 2006 г.); круглого стола «Молодежные инициативы в решении миграционных проблем» (Екатеринбург, УрГУ, ноябрь 2006 г.); международной научно-практической конференции «Этнические проблемы в современной России» (Балашиха, апрель 2007 г.).

Во Введении дается общая характеристика работы, обоснование ее актуальности, новизны, сформулированы проблема, цели, задачи, гипотезы исследования, определены его объект и предмет. Рассматриваются также теоретико-методологические подходы к анализу темы, обосновываются методы исследования, показана разработанность темы в западной и отечественной литературе, раскрывается практическая значимость работы.

В Главе I. «Теоретико-методологические основания изучения государственно-гражданской и этнической идентичностей» рассматриваются теоретические подходы к пониманию идентичности в западной и отечественной науке, подходы к анализу государственно-гражданской и этнической идентичности, а также к исследованию этнических и межэтнических установок.

В § 1. «Общетеоретические подходы к изучению феномена идентичности» показано, что для изучения государственно-гражданской и этнической идентичности имеет значение разработка идентичности в рамках психоанализа З. Фрейдом и его последователями. Необходимо также учесть разработки интересующих нас феноменов в рамках символического интеракционизма Дж. Г. Мидом и Ч.Х. Кули. Продемонстрирована также значимость теории ролей (Р. Тернер, Х. Беккер) для понимания возможности множественной идентичности, что особенно важно для совмещения государственно-гражданской и этнической идентичности и их соотношения с региональной, локальной. Стратегия балансирования между нормальностью и уникальностью рассмотрена через так называемую драматургическую модель социального взаимодействия И. Гофмана и подход Ю. Хабермаса.

Здесь показана также особая значимость для изучения темы работ Э. Эриксона, с именем которого связывают появление самого термина «идентичность» в общественных науках и определение роли идеологии для формирования идентичности. Прямое отношение к пониманию динамики государственно-гражданской и этнической идентичности имеют выводы Э. Эриксона о кризисах идентичности и их связи с кризисами общества.

Вслед за Г. Тэжфелом и Дж. Тернером государственно-гражданская и этническая идентичности рассматриваются как социальные идентичности, которые складываются в результате групповой самокатегоризации (когнитивный подход), значим вывод авторов о стремлении индивида и группы к достижению позитивной идентичности, при которой легче достигается толерантное отношение к другим общностям.

Системы представлений, этнические образы, установки, ценностные ориентации – это феноменологическое поле межэтнического взаимодействия. П. Бергер и Т. Лукман, рассматривая общество как объективную и субъективную реальности, указывают, что идентичность является ключевым элементом субъективной реальности и возникает из «диалектической взаимосвязи индивида и общества»21.

В контексте процессов глобализации идентичность обсуждается З. Бауманом, П. Бурдье, Э. Гидденсом, Ю. Хабермасом.

Далее в параграфе рассматриваются исследования идентичности в отечественной науке - социальными психологами (К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, П.Н. Шихиревым)22 и социологами (И.С. Коном, В.А. Ядовым).23


statistika-migracii-naseleniya-eto-chto-takoe-statistika-migracii-naseleniya.html
statistika-migracii-naseleniya-mezhdunarodnaya-statistika.html
statistika-migracii-naseleniya-trudovaya-migraciya-studopediya.html
statistika-migracii-otkuda-i-kuda-pereselyayutsya-lyudi.html
statistika-migracii-pokazateli-peremesheniya-po-stranam.html
statistika-migranti-iz-sng-chashe-sovershayut-prestupleniya-proisshestviya-newsland-kommentarii-diskussii-i-obsuzhdeniya-novosti.html
statistika-mvd-rossii-po-delam-o-rasistskih-ubijstvah-v-2008-godu-publikacii.html
statistika-nacionalnogo-bogatstva-referat-2-ekonomika.html
statistika-naconalnogo-dohodu-matematika.html
statistika-naseleniya-ekonomika.html
statistika-naseleniya-krasnoyarskogo-kraya-sociologiya.html
statistika-naseleniya-referat-2-sociologiya.html
statistika-naseleniya-referat-3-statistika.html
statistika-naseleniya-rozhdaemost-smertnost-migraciya-statistika-kursovaya-rabota.html
statistika-naseleniya-truda-i-urovnya-zhizni-statistika-neganova-lm-2010.html
statistika-neparametricheskaya-ponyatiya-i-kategorii.html
statistika-nepravomernoj-deyatelnosti-strahovshikov-ukraini-strahovoj-menedzhment.html
statistika-nichto-ne-vechno-ili-nemnogo-o-neprerivnosti-biznesa.html
statistika-oborotnih-fondov-ekonomiko-matematicheskoe-modelirovanie.html
statistika-oborotnih-sredstv-ekonomika.html

Степень научной разработанности проблемы.

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.