Общая характеристика работы - Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам...

.RU

Общая характеристика работы

По данным опроса 2012 г., проводившегося специалистами Института социологии РАН с целью определения основных качеств личности современных россиян, было выявлено, что за последние годы проявление многих основополагающих качеств личности снизилось: честность (на 70 %), трудолюбие (на 51 %), патриотизм (на 64%), уважение к другому человеку (на 67%). При этом возросли показатели таких качеств, как агрессивность (на 79%), инициативность (на 41%), цинизм (на 68%).

Актуальность исследования.

Современное молодое поколение испытывает определенные трудности в ценностном самоопределении, что обусловлено нестабильностью российского общества, вызванной новыми процессами в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни. Продуктом важных общественных изменений является распад традиционных ценностей и возникновение новых.

Это доказывает необходимость целенаправленной работы по формированию у обучающихся ценностного самоопределения в контексте ценностной картины мира, важнейшими параметрами которой выступают универсальные гуманистические ценности: Человек Цивилизации, Отечество и Мир (Л.П. Разбегаева).

Темы исследования:

Ценностное самоопределение происходит в течение всей жизни человека, но наиболее активное его развитие наблюдается в старшем школьном возрасте, который характеризуется обостренным стремлением личности к познанию и оценке самого себя, формированию целостного, непротиворечивого образа «Я» (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Снегирева).

Полагаем, что значительную роль в формировании ценностного самоопределения играет система школьного профильного социально-гуманитарного образования. Это связано с его спецификой, сопряженной с ценностно-смысловым освоением человеческого бытия, а также с организацией школьного профильного образования, способствующей поэтапной реализации задачи по формированию ценностного самоопределения с учетом возрастных особенно­стей школьников (Е.Е. Вяземский, О.Б. Даутова, С.И. Козленко, М.В. Короткова, А.В. Серкин, А.П. Тряпицына). Однако современное профильное образование в основном ориентировано на передачу ученикам специальных знаний и умений, способствующих успешной сдаче итоговой государственной аттестации в тестовой форме (ЕГЭ).

Это подтверждается данными констатирующего эксперимента, показавшими, что задача формирования ценностного самоопределения личности лишь опосредованно представлена в нормативных образовательных документах. Установлено, что учебно-методические комплексы социально-гуманитарных дисциплин, которые должны во многом обеспечить решение этой задачи, явно недостаточно ориентированы на соответствующий процесс. Кроме того, лишь 10% учителей целенаправленно осуществляют работу по формированию исследуемого личностного образования, 65% – иногда решают данную задачу, 25% – не ставят перед собой цели по формированию ценностного самоопределения.

Основные направления в исследовании ценностного самоопределения личности учащихся отражены в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Л. И. Бо­жович, М.Р. Гинзбург, Е.А. Кострикова, Н.Н. Лебедева, Т.А. Носова, В.Д. Повзун, Л.П. Раз­бегаева и др.

Принципиально важными для настоящего исследования являются идеи Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса о трактовке самоопределения как результата соотнесения внутреннего «Я» с внешним миром; С. Кьеркегора – о нравственном содержании самоопределения; В. Франкла, П. Шульца – о проявлении идентификации самоопределяющегося субъекта; Б. Кроче, Р. Колингвуда – о самоопределении как рефлексии собст­венной деятельности; В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.А. Ильина, М.М. Бахтина, Г.С. Батищева – о самоопределении человека через отношение к другому; Н.Д. Зотова – об императивности процесса самоопределения; А.В. Мудрика, О.С. Газмана, В.А. Петров­ского – о самоопределении как сознательном выборе и утверждении личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах жизни; Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Вы­готского, И.В. Дубровиной, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Серого, М.С. Яницкого – о психологиче­ском содержании процесса самоопределения; М.Р. Гинз­бурга, С.Л. Рубинштейна – о ценностном содержании процесса самоопределения.

Таким образом, ценностное самоопределение в научной литературе рассматривается, как правило, как качество личности. Формирование ценностного самоопределения в условиях обучения социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне в педагогической науке не являлось самостоятельной проблемой. Анализ состояния педагогической реальности позволяет вы­явить ряд противоречий между:

– провозглашением ценностного самоопределения личности старше­классника как одной из приоритетных задач современного общего образования и недостaтoчнoй ориентaцией современного профильного образования на формирование дaнного личностнoго образования;

– наличием потенциальных возможностей социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых на профильном уровне для формирования у учащихся ценностного самоопределения, и отсутствием механизма его реализации, недостаточным методическим обеспечением для решения этой задачи;

– закономерной потребностью старших школьников в ценностном самоопределении и недостаточной ориентированностью учителей к созданию соответствующей образовательной среды в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне.

Выявленные противоречия выступают источником научной проблемы, заключающейся в научном осмыслении с позиций ценностного подхода сущности ценностного самоопределения старшеклассника и научном обосновании процесса его формирования в условиях обучения социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне.

Недостаточная научно-теоретическая разработанность проблемы, ее актуальность определили выбор темы исследования: «Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне».


statisticheskie-rascheti-referat-4-matematika.html
statisticheskie-rascheti-srednih-pokazatelej-ostalnie-referati.html
statisticheskie-rascheti-v-sfere-torgovli-marketing-marketingovie-issledovaniya.html
statisticheskie-raspredeleniya-i-ih-osnovnie-harakteristiki-matematika.html
statisticheskie-ryadi-raspredeleniya-ih-primenenie-v-statistike-statistika-kazedukz.html
statisticheskie-ryadi-raspredeleniya-teoriya-statistiki-konspekt-lekcij.html
statisticheskie-ryadi-raspredeleniya-v-izuchenii-strukturi-rinka-ekonomika.html
statisticheskie-ryadi-raspredeleniya.html
statisticheskie-sposobi-obrabotki-eksperimentalnih-dannih-psihologiya.html
statisticheskie-standarti-statistika.html
statisticheskie-tablici-ekonomika.html
statisticheskie-tablici-i-grafiki-ekonomiko-matematicheskoe-modelirovanie.html
statisticheskie-tablici-i-grafiki-referat-2-ekonomika.html
statisticheskie-tablici-rabochaya-kniga-sociologa.html
statisticheskie-vzaimosvyazi-i-ih-analiz-rabochaya-kniga-sociologa.html
statisticheskie-zadachi-ekonomiko-matematicheskoe-modelirovanie.html
statisticheskij-analiz-bankovskoj-deyatelnosti-issledovanie-modelej-ocenki-kreditnih-riskov-matematika.html
statisticheskij-analiz-byudzheta-rossijskoj-federacii-i-respubliki-bashkortostan-finansovie-nauki.html
statisticheskij-analiz-chislovih-velichin-neparametricheskaya-statistika-ekonomika.html
statisticheskij-analiz-demograficheskoj-situacii-zabolevaemosti-i-medicinskogo-obespecheniya-v-tarusskom-rajone-sociologiya.html

Проблемы,

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.