ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Андрей тимофеевич болотов как педагог-просветитель

.RU

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Отечественная педагогика имеет глубокие исторические корни, однако непосредственное её формирование в России как особой отрасли научного знания началось в эпоху Просвещения. XVIII в. представляет особый этап в становлении отечественной педагогической науки. К началу столетия в России сложились новые представления о ценности образования и воспитания. Государство приходило к осознанию необходимости управления образованием, появились идеи расширения сети школ и распространения элементарного обучения на низшие слои общества. Остро встала проблема нехватки учителей, отсутствия доступных учебников, новых методов и средств обучения.

Актуальность исследования.

История XVIII в. знает немало выдающихся личностей (И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.), чьи теоретические труды и практическая деятельность способствовали развитию русской педагогической мысли и легли в основу современной отечественной педагогики. Однако незаслуженно забытым оказался их современник - Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833), причём забытым именно как педагог - теоретик и практик.

Научно-практические интересы А.Т. Болотова обширны: философия, литература и литературная критика, публицистика, изобразительное искусство, архитектура, театр, музыка, иностранные языки, химия, физика, минералогия, метеорология, медицина, фармацевтика, ботаника, градо- и паркостроительство, агрономическая наука, сельское хозяйство, домоводство.

А.Т. Болотов был также выдающимся практиком в деле просвещения и образования. Однако его педагогическая просветительская деятельность, направленная на образование и воспитание молодого поколения, никогда не становилась предметом специального исследования. Его имя не найти в учебниках, монографиях, хрестоматиях и диссертационных исследованиях по истории педагогики; оно практически не упоминается в педагогическом контексте; невостребованным остался уникальный опыт А.Т. Болотова в области семейного, пансионного, факультативного, театрального образования и воспитания, органично сочетающий научные и религиозные компоненты.

Деятели Просвещения Старого и Нового света (Д. Беллерс,

Педагогическими идеями пронизан и главный литературный труд этого выдающегося человека - «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». В своих записках А.Т. Болотов постоянно напоминает о пользе учения, они содержат точные и критические замечания о сложившихся в ту эпоху методах и приёмах преподавания различных дисциплин, в них можно найти детальные характеристики личности и профессиональной деятельности педагогов XVIII в., они позволяют выявить просветительский идеал личности, сложившийся в сознании мемуариста.

Современное состояние педагогической науки определяется обращением к исследованию и разработке таких проблем, как особенности формирования творческой личности, специфика станов­ления индивидуальности учащихся, пути и способы самореализации, самовоспитание и саморазвитие воспитанников, личность как реальный субъект собственных форм жизнедеятельности, ме­ханизмы мышления и духовного мира воспитуемого. Современная наука находится в поиске ответов на вопросы, возникающие при попытках разрешения данных проблем. Однако уже в XVIII в. русский педагог А.Т. Болотов успешно отвечал на них в своих теоретических изысканиях и в повседневной педагогической практике.

Предварительный, поисковый анализ литературы позволил сделать следующее умозаключение: А.Т. Болотов – важный культурный феномен эпохи Просвещения в России, педагог, детский писатель, теоретик и практик семейного и пансионного воспитания и образования, самообразования и саморазвития, апологет просветительского идеала личности. Однако педагогический аспект деятельности нашего великого соотечественника в науке до сих пор не исследован, о чём свидетельствуют следующие противоречия:

1. А.Т. Болотова относят к русским просветителям, традиционно аргументируя это тем, что он вёл просветительскую работу посредством издания «экономического» (посвященного вопросам сельского хозяйства и домоводства) журнала и сотрудничества с Вольным экономическим обществом. С другой стороны, более заслуживающая внимания, действительно просветительская - педагогическая, в том числе образовательная писательская деятельность А.Т. Болотова, - не получила должного освещения.

2. Современная педагогическая наука постоянно обращается к трудам отечественных и зарубежных педагогов-просветителей, их сочинения регулярно переиздаются в хрестоматийных и монографических изданиях. Однако изданные в XVIII в. педагогические сочинения А.Т. Болотова ни разу не переиздавались, другие - так никогда и не были изданы, хотя они содержали передовые для своего времени педагогические идеи и взгляды, оставшиеся, таким образом, невостребованными и незаслуженно забытыми.

3. А.Т. Болотов был тесно связан дружбой и многолетним плодотворным сотрудничеством с Н.И. Новиковым - философом, издателем и писателем, одним из идеологов русского Просвещения, который по праву считается основателем русской педагогики. Однако духовная близость и совместный плодотворный труд двух выдающихся деятелей эпохи Просвещения либо вообще не принимаются во внимание, либо А.Т. Болотов противопоставляется Н.И. Новикову, его личность и деятельность недооцениваются, либо детальному изучению и характеристике подвергаются лишь экономические и сельскохозяйственные стороны данного сотрудничества, в то время, как его образовательные и воспитательные аспекты так и остаются неисследованными.

4. Известно, что А.Т. Болотов вёл активную педагогическую деятельность: в своём доме лично занимался с собственными детьми, с детьми своих родственников и знакомых, обучая их арифметике, географии, рисованию, организовывал нравственные беседы и чтения, способствовал созданию и активно поддерживал деятельность пансиона для благородных детей в г. Богородицке; создал там же одно из первых в России и первое в Тульской губернии казённое училище для детей крепостных крестьян; организовал первый в России детский домашний театр, дававший регулярные публичные представления, который преследовал не только развлекательные, но прежде всего воспитательные цели. Однако этот аспект деятельности А.Т. Болотова не изучен в истории педагогической науки, большинство исследователей жизни и творчества А.Т. Болотова не упоминают об этих обстоятельствах или ограничиваются незначительными комментариями.

Таким образом, неудовлетворенными остаются потребности современной истории и теории педагогики в знании об А.Т. Болотове как педагоге-просветителе, о разработанном им просветительском идеале личности, педагогической концепции, о его месте в истории русской педагогики.

С учетом изложенных противоречий была сформулирована основная проблема исследования: что представляет собой просветительская педагогика А.Т. Болотова?

Исходная проблема потребовала ответов на следующие вопросы: каково педагогическое наследие А.Т. Болотова, его вклад в отечественную педагогическую науку, теорию и практику образования и воспитания? Какими были основные направления его педагогической деятельности? В чём заключались главные цели, задачи, идеи и содержание его педагогических сочинений? На каком философско-нравственном основании они построены? Можно ли говорить о целостной педагогической концепции А.Т. Болотова?

Ответы на эти вопросы составляют цель исследования.

Исходя из проблемы и цели исследования сформулирована его тема: «Андрей Тимофеевич Болотов как педагог-просветитель».

Таким образом, субъектом исследования является русский писатель эпохи Просвещения – Андрей Тимофеевич Болотов.

1. Ведущими факторами в становлении религиозных убеждений, философских взглядов, педагогических установок А.Т. Болотова были традиционное семейное воспитание в духе православных традиций, а также самообразование (с опорой на труды философов немецкого Просвещения).

2. А.Т. Болотова как представителя отечественного Просвещения отличают следующие свойственные русскому Просвещению черты: энциклопедизм, духовность, верность гражданскому долгу, стройная философская система; сочетание научно-исследовательской и практической деятельности, убеждённость в силе человеческого разума, в необходимости умственного образования и нравственного воспитания молодого поколения. Данные качества составляли определённый педагогический идеал личности, на который А.Т. Болотов ориентировался в своей практической педагогической и литературной деятельности. Как педагог-просветитель А.Т. Болотов разделял взгляды отечественных и зарубежных педагогов - деятелей эпохи Просвещения.

3. Педагогическое наследие А.Т. Болотова (разнообразная и изобретательная педагогическая деятельность, новаторские по своему содержанию и богатые различными методическими приёмами педагогические сочинения, целостность и уникальность педагогических взглядов) позволяют говорить о его педагогической концепции. Основываясь на научных, теологических, философских знаниях и своеобразном мировоззрении и заключая в себе положения, обеспечивающие создание целостной педагогической системы формирования образованной, воспитанной, высоконравственной, стремящейся к познанию мира и природы личности человека и гражданина, она была практически опробована и принесла положительные результаты, свидетельствующие об её эффективности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обобщить основные черты педагогики эпохи Просвещения, выявить общие направления передовой педагогической мысли, систематизировать представления о российской педагогической действительности того времени.

2. Дать целостную характеристику личности А.Т. Болотова, системы его взглядов как философа, мыслителя и учёного.

3. Изучить и подвергнуть целостному анализу педагогическое наследие русского просветителя Андрея Тимофеевича Болотова и на этой основе:

- раскрыть духовно-нравственные, теоретико-методологические, научно-практические основания педагогических взглядов А.Т. Болотова;

- дать характеристику литературных трудов А.Т. Болотова, имеющих педагогическое значение;

- описать практическую педагогическую деятельность А.Т. Болотова, охарактеризовать её различные направления;

- обобщить представления о педагогике А.Т. Болотова и на основе синтеза и систематизации его взглядов, идей и их практической реализации представить педагогическую концепцию А.Т. Болотова;

- выявить влияние трудов А.Т. Болотова на становление отечественной педагогической науки, определить возможности использования его педагогической концепции в развитии современного педагогического знания.


statisticheskaya-svodka-gruppirovka-tablici-ekonomika.html
statisticheskaya-svodka-i-gruppirovka-statisticheskij-ryad-raspredeleniya-primeri-resheniya-zadach.html
statisticheskie-dannie-o-socialno-ekonomicheskih-yavleniyah-i-processah-sociologiya.html
statisticheskie-dannie-po-sanatorno-kurortnomu-kompleksu-kavminvod-turizm.html
statisticheskie-kriterii-parametricheskie-i-neparametricheskie-kriterii-uroven-statisticheskoj-znachimosti-matematicheskaya-statistika-rudenko-vm-biblioteka-russkih-uchebnikov.html
statisticheskie-metodi-analiza-dinamiki-chislennosti-rabotnikov-ekonomiko-matematicheskoe-modelirovanie.html
statisticheskie-metodi-analiza-dinamiki-obema-proizvodstva-produkcii-i-uslug-ekonomika.html
statisticheskie-metodi-analiza-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-v-usloviyah-rinka-ekonomika.html
statisticheskie-metodi-analiza-kredita-ekonomika.html
statisticheskie-metodi-analiza-rashodov-naseleniya.html
statisticheskie-metodi-analiza-rezultatov-deyatelnosti-kommercheskih-bankov-referat-4-bankovskoe-delo.html
statisticheskie-metodi-analiza-rezultatov-psihologo-pedagogicheskih-issledovanij-matematika.html
statisticheskie-metodi-analiza-vzaimosvyazi-socialno-ekonomicheskih-yavlenij-allrefsnet.html
statisticheskie-metodi-ekonomika.html
statisticheskie-metodi-izucheniya-ekonomicheskih-yavlenij-ekonomika.html
statisticheskie-metodi-izucheniya-investicij-ekonomika.html
statisticheskie-metodi-izucheniya-investicij-referat-2-finansovie-nauki.html
statisticheskie-metodi-izucheniya-kachestva-i-urovnya-zhizni-naseleniya-statistika-kursovaya-rabota.html
statisticheskie-metodi-kontrolya-kachestva-referat-2-promishlennost-proizvodstvo.html
statisticheskie-metodi-kontrolya-kachestva-tehnologiya.html

Противоречия:

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.