Общая характеристика налоговой системы современной России. | Kursak.NET

.RU

Тема 9. Налоги и

Целевой характер

Тема 9. Налоги и налоговая система

Понятие и характеристика основных элементов налогов Р. ТКАЧЕНКО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Общая характеристика акцизов. Экономическая сущность и функции налогов

Налоговая система

1. Содержание налогов, их классификация

Содержание налогов, их классификация

2. Общая характеристика налоговой системы современной России

1. Содержание налогов, их классификация

Налоги — неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной мере зависит благополучие граждан, предприя­тий и государства в целом.

Признаки налогов

Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функ­ций.

На прямые и косвенные.

Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управле­ние, оборону, суд, охрану порядка и т.п.

Объект обложения

Круг плательщиков

Налоги - преж­де всего совокупность финансовых отношений, складывающихся в, процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосудар­ственного фонда для финансирования общественных нужд.

Единица обложения

Объектом обложения

Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать сле­дующее определение: налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.

В развитие сказанного можно привести понятие налога, данное в первой части Налогового кодекса РФ:

«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управле­ния денежных средств с целью финансового обеспечения деятельно­сти государства и муниципальных образований».

Налоговая льгота

Налоговая санкция

Первый сущностный признак налога — императивность. Она предполагает отношения власти и подчинения.

Второй признак — смена собственника.

Формирование доходов бюджета

При этом для решения общегосударственных задач налоговая система должна строиться в соответствии с класси­ческими принципами налогообложения, впервые определенными еще А. Смитом:

· Подданные государства должны по возможности соответствен­но своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства… Соблюдение этого поло­жения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения…

· Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ плате­жа и сумма платежа — все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица…

· Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, ког­да и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.

· Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».

Указанные принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Их нарушение приводит к обременительности налогов, серьезному расслоению общества, тормозит инвестиционные процессы.

В каждой налоговой системе помимо налогов существуют также сборы и другие платежи.

Если налоги поступают только в бюджет­ный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер.

К основным элементам налогообложения относятся:

· Плательщик — физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налога;

· Объект обложения — доход, земельная рента, имущество и т.п., облагаемые налогом;

· Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляется на­логооблагаемая база;

· Оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного пла­тельщика с единицы обложения за определенный период времени;

· Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных величинах (в рублях) либо процентах;

· Налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: понижение ставок, умень­шение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объек­тов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы;

· Налоговая санкция — увеличение налогового бремени при уста­новлении факта нарушения налогового законодательства.

Сущность налогов проявляется в их функциях.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

• Фискальная (обеспечение финансирования государственных расходов);

• Регулирующая (государственное регулирование экономики);

• Распределительная;

Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. Ее реализация обеспечивает формирование доходов бюджета. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают следующие налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы. Так, в 2008 г. доходная часть федерального бюджета на 75,5% была сформирована за счет налоговых платежей.

Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени для целевого воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или виды деятельности через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства. Налоги в значительной степени определяют величину затрат на производство продукции и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

Регулирующая функция налогов проявляется через

Социальную функцию,

Стимулирующую функцию.

Социальная функция. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Стимулирующая функция. Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособ­ного спроса населения.

Третья распределительная функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

Налоги и сборы могут быть классифицированы по ряду признаков.

Прежде всего налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кри­зисов происходит рост косвенных налогов.

Налоги могут группиро­ваться в зависимости от субъекта уплаты, налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лица­ми.

По объекту обложения налоги подразделяются следующим обра­зом:

Налоги на имущество,

Налог на землю (рента),

Налог на средства потребления.

Основой следующего классификаци­онного признака является источник уплаты налогов:

Заработная пла­та,

Выручка, доход или прибыль,

Существенным при­знаком классификации налогов является их подразделение по уров­ню бюджетов: федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги:

3) Налог на доходы физических лиц;

4) Налог на прибыль организации;

5) Налог на добычу полезных ископаемых;

7) Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

8) Государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) Налог на имущество организации;

2) Налог на игорный бизнес;

3) Транспортный налог.

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц.

2. Общая характеристика налоговой системы современной России

Документ, регламентирующий концептуальные положения струк­туры и функционирования налоговой системы РФ, – это Налоговый кодекс РФ, который в значительной части является законом прямо­го действия. Это касается прежде всего обеспечения прав и обязан­ностей участников налоговых отношений, единства и ясности уста­новления процедур и механизмов исполнения налогового обяза­тельства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов.

Кратко рассмотрим порядок и особенности исчисления и взимания важнейших налогов.

Основное место в налоговой системе России зани­мают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную сто­имость, акцизы, таможенная и государственная пошлина.

Наиболее существенный из косвенных налогов — налог на добавлен­ную стоимость (НДС).

НДС — налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Его основная функция — фискальная. Удельный вес НДС в сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 2008 г. со­ставил 47,7%, в общей сумме доходов — 36%.

Круг плательщиков НДС очень широк. К ним относятся организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплатель­щиками НДС. Упрощенная схема расчета НДС при прохождении товара через ряд предприятий — от изготовителя сырья до конечного потреби­теля готовой продукции.

Объектом обложения НДС являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе передача права собственности на товары (результаты работ, услуги) на безвозмездной основе. Налогом облагается реализация товаров не только собственного про­изводства, но и приобретенных на стороне.

За налогооблагаемый оборот принимается стоимость реализуемых то­варов (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них НДС. Налогообложению подлежат суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поста­вок товаров или выполнения работ (услуг).

При установлении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается исходя из всех доходов нало­гоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученной им в денежной и (или) натуральной фор­мах, в том числе ценными бумагами.

Важный элемент налога — его ставки.

В настоящее время Налоговый кодекс РФ предусматривает три уровня ставок НДС: 0, 10 и 18%.

Нулевая ставка применяется при реализации товаров на экспорт, а также работ и услуг, непосредствен­но связанных с производством и продажей этих товаров, работ и ус­луг, по перевозке через таможенную территорию РФ.

Налоговая ставка 10% применяется при реализации отдельных продовольственных товаров и товаров для детей (по пе­речню ст. 164 Налогового кодекса РФ), а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

В остальных случаях действует ставка НДС 18%.

Следующий по значимости косвенный налог — акцизы. Доля ак­цизов в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета в 2008 г. составила более 10%.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками акци­зов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением това­ров через таможенную границу РФ (декларанты и иные лица в соот­ветствии с таможенным законодательством).

Объектами обложения акцизами признаются следующие опера­ции:

• Реализация произведенных лицами подакцизных товаров — ал­когольной продукции с акцизных складов оптовых организаций;

• Передача произведенных из давальческого сырья и материалов нефтепродуктов собственнику этого сырья и материалов, не имеюще­му свидетельства;

• Оприходование нефтепродуктов, самостоятельно произведенных лицом из собственного сырья и материалов, а также полученных нефтепродуктов, в том числе на основе договора переработки с соб­ственником сырья;

• Приобретение нефтепродуктов в собственность лицами, име­ющими соответствующее свидетельство;

• Ввоз подакцизных товаров на территорию РФ.

Налоговая база по каждому объекту обложения акцизами опреде­ляется в зависимости от вида применяемых ставок.

Различают сле­дующие виды налоговых ставок:

— Адвалорные, устанавливаемые в процентах к стоимости подак­цизных товаров;

— Твердые (специфические), устанавливаемые в рублях за едини­цу измерения;

— Комбинированные, сочетающие твердые и адвалорные.

В настоящее время преимущественно применяются твердые став­ки, за исключением ставок на сигареты, для которых установлены комбинированные ставки акцизов. Ставки акцизов являются едины­ми на всей территории РФ.

Налог на прибыль — это прямой налог, т.е. его величина находит­ся в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).

Плательщики налога на прибыль — это российские, а также иност­ранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается при­быль, полученная налогоплательщиком. Прибыль определяется как разница между полученными до­ходами и произведенными расходами.

Предельная ставка налога на прибыль организаций со­ставляет 20%.

Имущественный налог — разновидность прямых налогов. Цель налога на имущество заключается в стимулировании эффективного использо­вания имущества предприятий. Важный источник дохо­дов региональных бюджетов.

Предельная ставка налога с 2 до 2,2%.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Они могут быть дифференцированы в зависимости от категорий налого­плательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налого­обложения.

Центральное место в системе налогообложения физических лиц занимает налог на доходы физических лиц.

Он всегда был одним из основных в формировании доходов бюджетов субъектов РФ.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностя­ми воздействия на уровень реальных доходов населения.

Плательщики — граждане физические лица, получающие доходы.

Объектом налогообложения— доход, полученный только на территории России.

В отношении основных доходов (оплаты труда) применяется единая ставка 13%.

На некоторые виды доходов установлены другие размеры ставок. Так, ставка в размере 35% приме­няется в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получа­емых в рекламных конкурсах и играх.

Ставка в размере 9% применяется к доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, а также к доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием.

Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики.

Эти налоги должны стимулировать эффективность использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.

Плату за лесопользование,

Налог на добычу полезных ископаемых,

Плату за загрязнение окружающей среды,

Сборы за пользование объектами живого мира и водными биологическими ресурсами.

Налог на имущество физических лиц — обязательный местный налог.

Его уплачивают собственники имущества: граждане Россий­ской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектами налогообложения являются находящиеся в собственнос­ти физических лиц квартиры, домовладения, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения, принадлежащие гражданам на правах собственности; квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, га­ражи в гаражно-строительных кооперативах — с момента полной выплаты паевого взноса.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавли­ваются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентариза­ционной стоимости в пределах от 0,1 до 2%.

Транспортный налог взимается с лиц, на которых зарегистрирова­ны транспортные средства, т.е. с их собственников.

Объектом нало­гообложения являются три группы транспортных средств:

Наземные (автомобили, мотоциклы, автобусы и др.),

Воздушные (самолеты, вер­толеты и др.),

Водные (теплоходы, яхты, парусные суда и др.).

Нало­говые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости транспортного средства и его категории.

Сум­ма налога рассчитывается для каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Тема необъятна, читайте еще:


sredstva-sozdaniya-komicheskogo-v-detektivah-d-doncovoj-literatura-zarubezhnaya.html
sredstva-sozdaniya-multimedijnih-prilozhenij-informatika-programmirovanie.html
sredstva-strukturnogo-analiza-informatika-programmirovanie.html
sredstva-trenirovki-zhmi-lyozha-muravyov-v-l-vvedenie.html
sredstva-truda-filosofiya-sistematicheskij-kurs.html
sredstva-tusheniya-i-obnaruzheniya-pozharov-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
sredstva-ucheta-kolichestva-elektrichestva-i-elektricheskoj-energii-fizika.html
sredstva-uskoryayushie-processi-vosstanovleniya-v-sportivnoj-praktike-fizkultura-i-sport.html
sredstva-virazheniya-modalnosti-v-anglijskom-yazike-inostrannij-yazik.html
sredstva-virazheniya-prostranstvennogo-kontinuuma-v-skazke-vf-odoevskogo-igosha-yazikoznanie-filologiya.html
sredstva-vosstanovleniya-rabotosposobnosti-medicina-zdorove.html
sredstva-vosstanovleniya-v-pauerliftinge-fizkultura-i-sport.html
sredstva-zashiti-okruzhayushej-sredi-ekologiya.html
sredstva-zashiti-organov-dihaniya-i-pravila-imi-polzovaniya-voennaya-kafedra.html
sredstva-zashiti-ot-elektromagnitnih-polej-radiochastot-i-ot-dejstviya-infrakrasnogo-izlucheniya-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
sredstvo-dlya-sozdaniya-prezentacij-power-point-informatika-programmirovanie.html
sretenie-gospodne-religiya-i-mifologiya.html
sretenskij-monastir-kultura-i-iskusstvo.html
srivi-visshej-nervnoj-deyatelnosti-u-zhivotnih.html
srochnaya-sluzhba-v-rossii-i-denezhnoe-dovolstvie.html

Содержание налогов, их классификация

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.