Общая характеристика исследования - Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании

.RU

Общая характеристика исследования

Актуальность проблемы исследования на социальном уровне

Однако до сих пор актуальными остаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического образования. При всем их многообразии сторонники различных точек зрения, едины в отношении необходимости формировать экологическое сознание личности (А.Н. Кочергин, Л.В. Моисеева, Н.Д. Никандров) Обращение к личности стимулируется ещё и процессами гуманизации, происходящими в сфере образования. Возникла реальная потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. В условиях гуманизации образования, когда заранее обозначен приоритет человека, экологическая парадигма вступает в противоречие с гуманистической, и экологическое образование не достигает нужного результата, даже в том случае, если начинается с самого раннего возраста.

Актуальность исследования.

Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне

Утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы неизбежно ведет к экологической депривации, которая накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки. Воспитатели, родители, которые в большинстве своем не изучали предмет “Экология” оказываются не готовыми к работе с детьми в условиях экологической депривации. Опираясь на традиционно используемые в экологическом образовании методы и формы, направленные на формирование у детей системы экологических знаний и не затрагивающие личностную сферу, они тем самым ещё в большей мере способствуют формализации экологического образования. Всё это требует внесения корректив в понимание процесса, источников, факторов экологического развития личности ребенка в условиях депривации взаимодействия с естественной природой.

Актуальность проблемы на научно-практическом уровне

Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения раскрывались в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Р. Буре, О.В.Дыбиной, М.Ю. Кистяковской. Детство как особая психо-социо-культурная реальность рассматривалась в исследованиях В.В.Абраменковой, Р.Заззо, В.Т.Кудрявцева, С.Московичи, А.В.Петровского, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона. Идея самоценности детства подчеркивалась В.Т.Кудрявцевым.

В исследованиях детства обозначились такие научные области, как культурно-историческая психология детского развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), этнография детства (М. Мид), история детства (Ф.Ариес), экология детства (Ю. Бронфенбреннер, В.И. Панова), культурологически ориентированная теория возрастного развития «эго» (Э. Эриксон), генетическая эпистемология (Ж. Пиаже), социологии детства (Г.В.Бурменской, Л.Ф.Обуховой, В.С.Собкина), генезис отношений ребенка в социальной психологии детства (В.В.Абраменкова), субкультура детства (Е.Ю.Копейкина).

Постепенно менялись ценностные ориентации и взгляды на ребенка, детство и сам модус воспитания. В целом человеческие культуры, несмотря на их историческое многообразие, обнаруживают в себе некоторые повторяющиеся черты, что способствовало выделению исследований связанных с изучением субкультуры детства (В.В.Абраменкова, Т.И.Алиева, В.Т.Кудрявцев).

Теоретические и методологические основы решения задач экологического образования и формирования экологической культуры поднимались в работах С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, Л.В.Моисеевой, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, А. Печчеи, А. Швейцера, В.А. Ясвина. Вместе с тем, практически отсутствуют методологические работы относительно экологической субкультуры, которая присутствует как в личности ребенка, так и характерна для целой детской популяции, всему периоду – детства. В незначительной мере эти вопросы затрагивают в исследованиях экологической культуры детей дошкольного возраста. И хотя в этих и других работах заложен значительный теоретический и практический потенциал, проблема присвоения экологической субкультуры детства остается не исследованной. В педагогической науке эта проблема не рассматривалась как предмет самостоятельного исследования. Понятие экологическая субкультура детства до сих пор не получило общепризнанного определения. Разработка необходимых теоретических понятий, связанных с экологической субкультурой детства нуждается в накоплении эмпирических данных, и в развитии теории. В связи с этим требуется осмысление таких понятий как “экологическая субкультура”, “экологическая субкультура детства.” Актуальность проблемы исследования на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании личности, готовой к решению глобальных экологических проблем, стойкой к экологической депривации, способной не только экологически развиваться, но и саморазвиваться. Это порождает противоречия: между универсальными ожиданиями общества в отношении экологического развития подрастающего поколения и возможностями образовательной среды, формально обеспечивающей экологическую образованность; между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития и инертностью педагогической науки и образовательной практики; Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне обусловлена отсутствием методологических работ, составляющих теоретическую основу экологической субкультуры детства. Не исследованы структура, компоненты экологической субкультуры детства, закономерности, этапы её становления и развития, механизмы, обеспечивающие запуск процессов экологического развития, условия устранения экологической депривации. Требуется реформирование традиционной модели экологического образования с учетом процессов присвоения личностью ребенка экологической субкультуры детства.

Необходимость такого рода исследований диктуется потребностями современных образовательных реалий, основанных на противоречиях:


sravnitelnaya-ekonomiko-geograficheskaya-harakteristika-lesnoj-i-himicheskoj-promishlennosti-germanii-i-kitaya-geografiya.html
sravnitelnaya-ekonomiko-geograficheskaya-harakteristika-naseleniya-ssha-i-italii-geografiya.html
sravnitelnaya-ekonomiko-geograficheskaya-harakteristika-severo-zapadnogo-i-privolzhskogo-federalnih-okrugov-geografiya-kazedukz.html
sravnitelnaya-ekonomiko-geograficheskaya-harakteristika-severo-zapadnogo-i-privolzhskogo-federalnih-okrugov-geografiya.html
sravnitelnaya-fiziko-geograficheskaya-harakteristika-ostrovov-sumatra-i-kalimantan-geografiya.html
sravnitelnaya-fiziologicheskaya-harakteristika-sportivnoj-aerobiki-fizkultura-i-sport.html
sravnitelnaya-harakteristika-aleksandra-grigoreva-i-ivana-tatarinova-literatura-zarubezhnaya.html
sravnitelnaya-harakteristika-analeptikov-psihostimulyatorov-i-antidepressantov-medicina-zdorove.html
sravnitelnaya-harakteristika-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezuhova-literatura-i-russkij-yazik.html
sravnitelnaya-harakteristika-assortimenta-i-kachestva-chyornogo-i-zelyonogo-bajhovih-chayov-marketing-marketingovie-issledovaniya.html
sravnitelnaya-harakteristika-bazarova-i-pavla-petrovicha-kirsanova-literatura-i-russkij-yazik.html
sravnitelnaya-harakteristika-brazilii-i-belgii-geografiya.html
sravnitelnaya-harakteristika-byudzhetnih-sistem-rossijskoj-federacii-i-velikobritanii-vii-studencheskij-nauchnij-forum-2015.html
sravnitelnaya-harakteristika-chuguna-i-stali-promishlennost-proizvodstvo.html
sravnitelnaya-harakteristika-denezhnoj-sistemi-rf-i-zarubezhnih-stran-ekonomika.html
sravnitelnaya-harakteristika-dvuh-federalnih-okrugov-geografiya.html
sravnitelnaya-harakteristika-ekonomicheskih-rajonov-centralnoj-rossii-geografiya.html
sravnitelnaya-harakteristika-ekonomiko-geograficheskogo-polozheniya-berezovskogo-i-osinskogo-rajonov-geografiya.html
sravnitelnaya-harakteristika-gollandskogo-i-flamandskogo-natyurmortov-kultura-i-iskusstvo.html
sravnitelnaya-harakteristika-gosudarstvennogo-i-chastnogo-predpriyatiya-ekonomika.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.