Образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности: методология, теория, практика проектирования

.RU

ШЕНДРИК Иван Григорьевич

На правах рукописи

На правах рукописи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

доктора педагогических наук

СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Работа выполнена в ФГАОУ ВПО

Научный консультант

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Зеер Эвальд Фридрихович

В Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования» и особенно в «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.» обращается внимание на создание в образовании условий для развития человека, способного действовать в ситуации неопределенности. Необходимость этого, широко обсуждаемая в обществе (доклад ИНСОРа «Россия: образ желаемого завтра» (2010 г.), «Проект Россия» и др.), детерминирована современными проблемами социально-экономического характера, решение которых, как неоднократно отмечалось Президентом РФ, возможно только при наличии в стране достаточного количества свободно мыслящих и ответственных людей, способных к выбору в ситуации неопределенности.

Общая характеристика работы

Изменения в отечественном образовании должны обеспечить благополучие и оптимальное развитие человека в формирующемся гражданском обществе. Ориентация на достижение гражданской идентичности рассматривается в качестве миссии в концепции стандартов общего образования второго поколения. Это предполагает создание условий для развития личности, способной к свободному и ответственному выбору, и связано с ценностной переориентацией образования на «культуру достоинства» вместо «культуры полезности» (А.Г. Асмолов). В этих обстоятельствах от педагога потребуется смена профессиональной позиции «носителя авторитета Знания» на позицию «организатора сложной, напряженной личностной работы учащихся» (В.С. Швырев). Предпосылки такой смены лежат в способах понимания человеком мира, «связанных с расшатыванием характеристик классического мышления, в частности, монологичности подходов, окончательности истин и т.д.» (Д.И. Фельдштейн). Сегодня, в условиях существования разнообразных способов объяснения мира, которые характерны для «полипарадигмальной культуры» (М.М. Бахтин), человек вынужден сам строить свое представление о мире, опираясь на разные, порой противоречивые, точки зрения. Это связано с переходом от «классических к неклассическим идеалам рациональности» (М.К. Мамардашвили) и отражено в работах А.Г. Асмолова, Д. Белла, В.С. Библера, П.П. Гайденко, В.П. Зинченко, Л.Г. Иони-на, А.М. Новикова, В.С. Степина, В.С. Швырева, А.В. Юревича и др. При этом в исследованиях используются различные термины: «неклассическая» и «постне-классическая» исследовательские парадигмы; «информационная», «сетевая», «хо-листическая», «экологическая» культуры и др.

Актуальность исследования.

С критико-рефлексивной позиции, характерной для неклассического подхода, существующие парадигмы образования рассматриваются как некоторые относительные и исторически преходящие способы трансляции культурного опыта. Выработка этих способов осуществляется путем проектирования, конкретизирующего первоначальные абстрактные цели человеческой деятельности, которые не могут однозначно определять облик будущего, а задают лишь общее направление. Заполняя промежуток между теорией и практикой, между существующими идеальными представлениями и реальной жизнью, проектирование воплощает установки как на создание новых объектов, так и на познание, превращаясь в «особый тип научности» (Г.П. Щедровицкий, В.В. Да-выдов, Ю.В. Громыко и др.). В проектировании происходит перенос субъективной реальности в объективную, идеи соединяются с чаяниями, а наука открывается человеку как призыв к деятельности и конституирует себя как система «кодиро-вания, воспроизведения и трансляции определенных знаний, опыта, которым дана человеческая мера, вернее, размерность возможного» (М.К. Мамардашвили). Проектирование делает науку культурой. Развитие культуротворческой функции проектирования привело к выделению феномена «проектной культуры» (О.И. Ге-нисаретский, Дж. Джонс, К.М. Кантор, А.И. Ракитов, В.И. Пузанов, В.Ф. Си-доренко, Г.П. Щедровицкий и др.), развитие и приложение которого к сфере обра-зования выделилось в самостоятельное направление проектирования образования – «дизайн-ориентированное образование» (В.П. Климов, А.А. Криулина, Е.В. Тка-ченко, Х.Г. Тхагопсоев, В.Э. Штейнберг и др.).

Для проектирования недостаточно классической линейности мышления (Б.Ф. Ломов). В разработках парадигмы современного проектирования (Н.Г. Алек-сеев, О.С. Анисимов, В.Я. Дубровский, А.Г. Раппапорт, В.М. Розин, Б.В. Сазонов, В.Н. Сагатовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г  Юдин и др.) ставится вопрос о необхо-димости трансформации существующих принципов традиционного проекти-рования на основе методологического анализа природы предметной деятельности, предполагающей выстраивание проектирования не хронологически, а в логике ветвления дерева целей. Для проектирования образования это означает, что реально проектировать образование человека может и должен, главным образом, он сам.

Следовательно, цель образования, заключающаяся в создании условий для развития у человека осознанного отношения к миру на основе его готовности к свободному и ответственному выбору через проблематизацию своей позиции по отношению к миру и самому себе, может быть достигнута через проектирование самим субъектом своего образования. Проектирование субъектом своего обра-зования, понимаемого как единство процесса и результата его движения к образу самого себя, принципиально не может быть осуществлено в заданных извне рамках нормативно определенного образовательного канала. Субъект сам строит свою собственную индивидуальную образовательную траекторию в образо-вательной среде, создавая тем самым свое образовательное пространство, которое представляет собой системную совокупность мест проявления его личностных качеств. Достижение понимаемой таким образом современной цели образования непосредственно связано с разрешением следующих противоречий:


sovremennaya-organizaciya-i-perspektivi-razvitiya-vedomstvennih-arhivov-v-rf-ostalnie-referati.html
sovremennaya-organizaciya-statistiki-v-rossii-i-zarubezhnih-stranah.html
sovremennaya-politicheskaya-globalistika-analiz-osnovnih-napravlenij-filosofiya.html
sovremennaya-politicheskaya-karta-mira-i-geografiya-naseleniya-mira-geografiya.html
sovremennaya-politicheskaya-partiya-v-izbiratelnom-processe-politologiya.html
sovremennaya-politicheskaya-priroda-lobbizma-i-politicheskoj-propagandi-politologiya.html
sovremennaya-politologiya-stran-zapadnoj-evropi-politologiya.html
sovremennaya-psihologiya-ee-zadachi-i-mesto-v-sisteme-nauk-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-i-napisaniyu-kontrolnoj.html
sovremennaya-psihologiya-ee-zadachi-i-mesto-v-sisteme-nauk-psihologiya-pedagogika.html
sovremennaya-psihopedagogika-i-sport-psihologiya.html
sovremennaya-radiacionno-ekologicheskaya-obstanovka-na-territorii-bryanskoj-oblasti-ekologiya.html
sovremennaya-regionalnaya-geodinamika-geologiya.html
sovremennaya-reklama-i-deti-mass-media-i-reklama.html
sovremennaya-reklama-kak-kulturno-psihologicheskij-fenomen-marketing-marketingovie-issledovaniya.html
sovremennaya-reklama-mass-media-i-reklama.html
sovremennaya-rinochnaya-ekonomika-ekonomika.html
sovremennaya-rol-kompyutera-v-arheologii-informatika-programmirovanie.html
sovremennaya-rossijskaya-bankovskaya-sistema-bankovskoe-delo.html
sovremennaya-rossijskaya-vlast-slabie-i-silnie-storoni-ponyatie-sistemi-politologiya.html
sovremennaya-russkaya-cerkovnaya-muzika-muzika.html

СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.