образовательно-культурного капитала - Алексеева Е

.RU

Образовательно-культурного капитала

«Эффект инновационного рычага».

Инновационная культура – это совокупность целей и ценностей, ориентирующих индивида и общество на изменение своей жизнедеятельности, на количественное и качественное расширение удовлетворяемых потребностей человека, групп, общества. Инновационная культура – явление, обусловленное исторически, и современное инновационное развитие происходит в рамках исторически сложившейся инновационной культуры общества. Следовательно, есть основания полагать, что эффективность реализации тех или иных инновационных программ напрямую зависит от особенностей культурной среды общества в целом.

На количественное и качественное расширение удовлетворяемых потребностей человека, групп, общества.

Любую инновационную культуру можно описать через наличествующие у нее «точки блока», препятствующие инновационному развитию, и «точки роста», ему способствующие. Эти особенности детерминированы исторически.1 Для наиболее эффективной реализации инновационных программ необходимо обходить «точки блока» и максимально полно использовать «точки роста».

Инновационную культуру России можно в самом общем виде определить как культуру «консервативной новатики». С одной стороны, она включает в себя способность образовывать новые смыслы и сложные социальные взаимодействия, стремление к личной реализации в рамках обеспечения материально-духовной самодостаточности (т.е. мотивирующую структуру потребностей для развития личности), способность к нестандартным подходам в трудовой деятельности и познавательном процессе. Вышеперечисленные характеристики, безусловно, являются «точками роста», способствующими инновационному развитию. С другой стороны, «консерватизм действия», выражающийся в боязни внедрения идей («как бы чего не вышло»), является важнейшей «точкой блока» инновационного развития. Далее постараемся раскрыть сущность данных «точек роста» и «точек блока».

Для максимально эффективного использования потенциала имеющихся человеческих ресурсов необходимо выявление внутренних мотивов к действию и создание ясных, хорошо «читаемых» внешних стимулов. Для этого необходимо учитывать количество, качественную структуру и ценностную ориентацию комплекса потребностей. Характерной особенностью комплекса потребностей для России является ориентация на достижение материально-духовной самодостаточности. Причем, следует отметить, что в ее материальной части для большинства населения России уровень потребностей объективно достаточно низок, а в плане духовной самодостаточности, самореализации, нахождения «личной сверхзадачи» – весьма высок. В истории страны можно отчетливо проследить существенный вклад «народного порыва» в индустриализацию 30х годов ХХ века. При этом идея «построения государства справедливости для трудового народа» является лишь источником для возникновения целого спектра личных сверхзадач, зачастую, весьма различных по содержанию. Отсутствие такого источника блокирует общественную активность.

Общественная инертность приводит к тому, что начинается принятие идей со стороны: идет импорт не только информационных, но и социальных технологий, институтов, что лишь усугубляет общественную апатию. Также, в качестве косвенного, но важного фактора, следует отметить существенную корреляцию числа реализующихся сверхзадач с ощущением удовлетворения условиями жизни, а как следствие – и наличествующей институциональной средой, институтом государства как таковым. Наличие сверхзадач у индивидов побуждает к проявлению ими творческой активности, что может быть использовано в общественно-необходимых целях посредством создания институциональных механизмов социально-культурного производства и потребления, в том числе механизма принуждения социально-культурного производства и потребления.

В интересах инновационного развития необходимо использовать ценность для российской инновационной культуры творческого труда, творческой деятельности. В настоящее время некоторые ее функции выполняет деятельность предпринимательская, но ее риски отталкивают многих, и не для всех она является естественным путем духовной самореализации.

При этом институциализация творческой активности должна проводиться по отношению к социальной группе, спаянной определенными интересами - семья, коллеги, соседи. Это позволяет обойти еще одну важную «точку блока», определяющуюся спецификой российской индивидуальности: российская индивидуальность является продуктивной, но включена в систему других ценностей. Индивидуализм как ценность присутствует, но, в отличие от многих других хозяйственных культур, не имеет самоценности. Личность должна постоянно убеждать окружающих, что, проявляя себя как индивидуальность, она не препятствует реализации общественных (групповых) интересов. Личная инициатива возможна и не возбраняется, даже поощряется, но отношение к ней всегда эмоционально окрашено и сопровождается вопросом – для чего человек это делает, не много ли на себя берет, не «высовывается» ли и т.п. Индивидуальности не просто позиционироваться в рамках российской хозяйственной культуры. С другой стороны, сложность включения индивидуалистических ценностей в структуру общественных приводит к возникновению сложных социальных взаимодействий, что дает импульсы к развитию социального ресурса. Кроме того, при ориентации социально-культурного проектирования на группы, а не на конкретных индивидов, используется лидерский потенциал и «пассионарность» отдельных членов группы на благо всей группе в целом, повышая ее общую активность и преодолевая консерватизм действия. Лидеру группы легче «самооактуализировать» себя вместе с коллективом, с семьей: «жертвенность», или, по крайней мере, ее самоощущение индивидом - это важный источник активности в российской культуре. Следовательно, необходимо институциализировать энергию «выполняемого долга» перед родителями, перед детьми, перед «более слабыми» членами коллектива – по своей сути, энергию творческую.

Инновационное развитие современной России диктует следующее целеполагание для инновационной политики: активизация социального ресурса, использование социально-культурной ресурсов для получения эффекта «инновационного рычага»: прорыв в технологиях за счет социально-культурного проектирования, то есть формирования, продвижения, реализации и потребления социально-культурных продуктов с определенными свойствами. Задачи, возникающие в связи с этим: во-первых, выявление и оценки экономического и духовного потенциала (потребностей и возможностей) семьи и иных коллективов, во-вторых, создание институциональных механизмов стимулирующих социально-культурное производство и потребление, в-третьих, создание системы учета новаций и инноваций, созданных в процессе социально-культурного проектирования, в-четвертых, создание институциональных механизмов коммерциализации социально-культурных продуктов.

Субъектом процесса социально-культурного проектирования должны стать, во-первых, реанимированные и по-новому позиционированные в рыночной экономике музеи, библиотеки, музыкальные и спортивные школы, центры технического творчества и т.д., во-вторых, коммерческие предприятия, развлекательно-досуговые центры, фитнес-центры, экскурсионные бюро, предприятия туристского бизнеса, предприятия, работающие в сфере MICE- услуг и т.д., а также Интернет и телевидение, которые могут задействовать всю мощь «гламурно-промышленного комплекса». Все эти субъекты производят социально-культурный продукт. Институциональная среда должна быть ориентирована на укрепление определенных свойств социально-культурного продукта. Он должен быть ориентирован на достижение материально-духовной самодостаточности личности, преодолении инерции действия (через стимулирование творческого действия), на самоактуализацию групп: семьи, коллектива предприятия, коллектива соседей в творчестве через социально-культурное проектирование. Для максимальной широты социального развития и обеспечения максимально широкого спектра возможностей для творческой самореализации, услуги социально-культурного сервиса в том или ином роде должны производиться всеми группами, и потребляться также всеми группами. Безусловно, при этом требуется дифференциация, ориентация разных видов услуг на свои целевые аудитории.

Подводя итоги, - в связи с необходимостью эффективного использования социального капитала, модернизация России должна быть социально-культурным проектом. В ее осуществлении должны учитываться национальные особенности хозяйственной и инновационной культуры, с максимально полным использованием имеющихся «точек роста» и обходом «точек блока». В качестве основной «схемы роста» можно предложить использование примата материально-духовной самодостаточности (в особенности ее духовной части) для населения России через формирование национальной идеи как источника множества личных сверхзадач.

Каким образом должна выглядеть институциализация социально-культурного проектирования на первом этапе? Прежде всего, следует признать социально-культурное проектирование частью инновационной политики.

Требуется также: распространение методик оценки экономического и культурного потенциала семьи, коллективов (соседей и коллективов), структуры потребностей на уровень местного самоуправления; поддержка информационных порталов социально-культурных проектов, созданных и/ или потребленных различными предприятиями и семьями; создание системы стимулирования к созданию социально-культурных проектов малым бизнесом, индивидуальными предпринимателями; создание регламентирующей системы (принуждение аккредитационными механизмами) появления бизнес-инкубаторов в сфере социально-культурного проектирования в учреждениях высшего и среднего специального профессионального образования.


sovmestnie-predpriyatiya-v-respublike-belarus-ekonomika.html
sovmestnie-sledstvenno-operativnie-meropriyatiya-gosudarstvo-i-pravo.html
sovmestnij-brending-mass-media-i-reklama.html
sovmestnij-brending-nauka-o-soyuzah-menedzhment-upravlenie-personalom.html
sovmestnoe-predprinimatelstvo-s-zarubezhnimi-firmami-v-lesopromishlennom-komplekse-rossii-tema-nauchnoj-raboti-skachat-avtoreferat-dissertacii-po-ekonomike-besplatno-080014-specialnost-vak-rf.html
sovokupnij-semejnij-dohod-v-raznih-stratah.html
sovokupnij-spros-ekonomicheskaya-teoriya.html
sovokupnij-spros-na-rinke-blag-ekonomicheskaya-teoriya.html
sovokupnij-spros-referat-2-ekonomika.html
sovokupnoe-predlozhenie.html
sovrashenie-po-frejdu-seksologiya.html
sovremennaya-alhimiya-ili-tehnologiya-mira-filosofiya.html
sovremennaya-antibakterialnaya-profilaktika-i-terapiya-v-lechenii-pankreonekroza-medicina-zdorove.html
sovremennaya-astronomiya-matematika.html
sovremennaya-avtomatizirovannaya-sistema-upravleniya-vzrivoopasnim-tehnologicheskim-processom-promishlennost-proizvodstvo.html
sovremennaya-avtorskaya-pesnya-muzika.html
sovremennaya-burzhuaznaya-filosofsko-religioznaya-antropologiya-koncepcii-gelmuta-plesnera-i-arnolda-gelena-filosofiya.html
sovremennaya-darvinizirovannaya-nauka-kak-primer-teoreticheskoj-yami-biologiya.html
sovremennaya-demogeograficheskaya-situaciya-voronezhskoj-oblasti-geografiya.html
sovremennaya-demograficheskaya-situaciya-v-rossii-referat-2-geografiya.html
© ntvplus-voronezh.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.